Чтобы одной известной проблемой в России стало меньше, предлагаю сделать первый и уже во многом опробованный нами шаг: вместо существующей сегодня бюрократической структуры [федеральное агентство Росавтодор] создать АО, принадлежащее государству”, – сказал первый зампред правительства Дмитрий Медведев в Красноярске. Госкомпания будет выполнять функции госзаказчика и координатора, ежегодно получая бюджетные средства, но сама не будет заниматься хозяйственной деятельностью, продолжал Медведев, но она будет привлекать длинные средства на рынке, а регулировать ее деятельность будет специальный закон – как в случае с РЖД.
Проект закона будет внесен в правительство к лету, обещал замминистра транспорта Александр Мишарин.
Дороги могут быть переданы госкомпании в доверительное управление, предполагает чиновник правительства. Строить и эксплуатировать госкомпания будет в первую очередь федеральные дороги, но, возможно, финансирование региональных автодорог тоже будет осуществляться через нее, сказал руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович. По оценке Росавтодора, за 2010-2015 гг. в строительство и реконструкцию 64 200 км автодорог будет вложено 9,9 трлн руб.
В этом году федеральный бюджет выделяет на строительство и ремонт дорог 251 млрд руб., на 2009 г. запланировано на 10 млрд руб. больше. 85 млрд руб. из бюджета будет направлено на семь автодорожных проектов, финансирование которых за счет инвестфонда одобрило правительство. Все эти деньги могут быть внесены в уставный капитал госкомпании, знает чиновник правительства. Финансируемые инвестфондом трассы будут платными и госкомпания сможет использовать платежи в качестве обеспечения по привлекаемым ею займам, в частности “дорожным облигациям”, предлагает Дворкович.
В прошлом июне Минтранс вносил в правительство проект госкорпорации “Российские автомагистрали” из региональных дорожных госучреждений с капиталом около 6,5 млрд руб.; осенью обсуждалось создание госкорпорации “Автодор”, которая модернизировала бы федеральные трассы на условиях концессии, а затем перевела их в платный режим. Эти идеи на коллегии Минтранса раскритиковал первый зампред правительства Сергей Иванов и предложил создать управляющую компанию со 100%-ным участием государства. Дворкович объясняет, что АО значительно свободнее в действиях, это прозрачная и понятная бизнесу структура, а все ограничения можно описать в законе.
Специальный закон под госкомпании может регулировать вопросы управления, накладывать ограничения на управление имуществом, запрет на приватизацию, по сути, он похож на устав компании, говорит старший юрист “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры” Григорий Чернышов.
Как и РЖД, дорожная корпорация сможет привлекать средства за счет создания дочерних обществ и продажи их акций, предполагает Игорь Николаев из ФБК.
Инфраструктурные (включая дорожные) облигации в мире обычно выпускают частные компании. Если в России этим займется госкорпорация, проблем у нее точно не будет, даже учитывая, что ее инвестиционные аппетиты пока неизвестны, говорит аналитик МДМ-банка Михаил Галкин: “Риски крупной госкомпании всегда привлекательны для бизнеса”.
Источник: http://www.vedomosti.ru