Год назад Минтранс планировал, что приемлемыми для езды в 2011 г. будут 54,1% дорог, в 2013 г. – 72,4%, а к 2016 г. – все 100%. В автодорожной подпрограмме транспортной целевой программы на 2010-2015 гг., которую завтра обсудит правительство, целевые ориентиры (доля дорог, находящихся в нормальном состоянии) будут расти гораздо медленнее. 40% дорог останутся неудовлетворительными. Нынешняя цель реалистична, а прежняя – нет, полагает партнер ФБК Игорь Николаев.
Дороги сильно подорожали. В 2002 г. километр стоил в среднем 1 млн руб., а сейчас – 3-4 млн руб., говорит сотрудник Росавтодора, а если местность болотистая, то до 6 млн руб. Советник министра транспорта Дмитрий Твардовский отмечает, что рост затрат на ФЦП объясняется новым подходом: дороги будут не модернизироваться, а более радикально обновляться.
Всего на строительство и ремонт 64 200 км дорог понадобится 9,9 трлн руб. В 2015 г. Минтранс рассчитывает получить на программу в четыре раза больше средств, чем в 2010 г., и в 11,5 раза больше, чем в 2008 г. (251 млрд руб.). Подавляющую долю средств обеспечит бюджет. На доллар из бюджета должно приходиться $3-4 частных, одно государство такой объем инвестиций не потянет, говорит Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank. Из-за инфляции суммы будут меньшими, чем они кажутся сейчас, добавляет глава союза автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков.
Год назад Минтранс планировал в 2010 г. обойтись 105 млрд руб., а в 2011 г. (когда все дороги должны были стать хорошими) – всего 120 млрд руб. Гиперинфляция на рынке стройматериалов и проектирования достигает 40% в год, считает директор Института региональной политики Булат Столяров. По оценкам Николаева, рабочая сила и стройматериалы дорожают на 15-20% в год.
Минтранс собирается оценивать успешность программы по двум показателям: общественной и коммерческой эффективности. Общественная выгода – сокращение времени передвижения, снижение риска ДТП, уменьшение транспортной составляющей в цене товаров и услуг, создание новых рабочих мест. Коммерческая эффективность рассчитывается для платных дорог, инвестиции должны окупиться за 17 лет. При нынешнем уровне коррумпированности строительства дорог, когда откаты достигают 40%, о доходности проекта говорить сложно, считает Лысаков.
Источник: http://www.vedomosti.ru