Как ни странно, зависимость от импорта помогают преодолеть сами зарубежные производители. Вместо перевозки продукции за тысячи километров ведущие концерны находят более выгодным ввоз в Россию капитала и технологий, позволяющих на месте наладить производство стройматериалов в соответствии с международными стандартами качества. Это обоюдовыгодный процесс, способствующий как модернизации отрасли и преодолению импортозависимости, так и уменьшению стоимости продукции за счет сокращения транспортных расходов при сохранении качества.
Классическим примером такого управленческого решения является открытие в 2006 году в подмосковном Воскресенске старейшим немецким производителем обоев Erissmann собственной фабрики с производительностью 6 млн. рулонов в год.
В результате он уверенно вошел в тройку крупнейших российских производителей. «Германия находится далеко от России, расходы по логистике всегда были достаточно дорогим удовольствием», – пояснил это решение Питер Берхер, генеральный директор Erismann & Cie. GmbH.7
Этими же соображениями руководствовался международный концерн Tarkett Group, один из мировых лидеров в производстве напольных покрытий, открывая предприятие ЗАО «Таркетт» в г. Отрадном Самарской области. К настоящему моменту завод выпускает 114 млн. кв. м покрытий в год (в том числе столь популярный линолеум),8 что позволяет удерживать 77%9 российского рынка!
Такой подход был опробован во многих сегментах рынка стройматериалов – и практически везде принес впечатляющие плоды. К примеру, японская корпорация Asahi Glass купила Борский стекольный завод (Нижегородская область), крупнейшего в России производителя полированного стекла.10 Другой мировой лидер стекольной отрасли – американская Guardian Industries Corporation – построил в нашей стране два завода по производству листового стекла – в Рязани и г. Красный Сулин Ростовской области.11 Наконец, крупнейший британский концерн Pilkington наладил производство флоат-стекла на заводе в Раменском районе Московской области.