В основе любой деятельности человека лежат потребности. Все мы испытываем не только потребность в пище, сне и защите, но и потребность в признании, общении, самореализации, успехе. Мотив — это «опредмеченная» потребность, побудительная причина к какому-либо действию.
Таким образом, можно сказать, что любая деятельность человека мотивирована, иначе она не имела бы смысла.
Специалисты различают два вида мотивации: монетарная и немонетарная. К первой относятся мотивы, связанные непосредственно с размером вознаграждения, причем вознаграждение включает оклад, проценты, премии, отпускные, компенсации и т.д. Второй тип может включать самые разные мотивы, от атмосферы в коллективе и возможностей роста до наличия медицинской страховки и бесплатных корпоративных обедов.
Исследования показывают, что основным мотивом деятельности является материальное вознаграждение. Однако стоит отметить, что далеко не все сотрудники руководствуются только уровнем компенсации или объемом соцпакета. Материальное стимулирование не является на 100% эффективным, и работник может легко покинуть бесперспективную, но хорошо оплачиваемую должность.
На втором месте по значимости стоит потребность в самовыражении. Работа, прежде всего, должна приносить удовольствие и обеспечивать возможность творческого подхода к решению задач. К этому мнению склоняется около 40% работников.
Также для сотрудников важно взаимопонимание в коллективе, взаимопонимание и поддержка начальства, возможность получения социальных привилегий, моральные поощрения, а также возможность продвижения по карьерной лестнице.
Для выявления мотивации сотрудников используются специальные тесты, в которых, как правило, требуется оценить реальное положение вещей в компании и сопоставить его с желаемым либо проранжировать различные стимулы по степени значимости. Оценка мотивации персонала может проводиться как внешними специалистами, так и собственными силами компании. Обучиться практике выявления и оценки мотивации можно на специальных курсах.