Содержание
Принято считать, что стройка начинается если не с установки ограждения, то с заливки фундамента. Однако подобное суждение отражает лишь видимую часть процесса, которой предшествует разработка и оформление проектной документации, а прежде всего – получение строительной компанией бумаг, регламентирующих порядок и качество ее деятельности. Неискушенному человеку запутаться в их многообразии довольно легко.
Как не потеряться в море документации
Пожалуй, начать следует с того, что все виды деятельности делятся на две большие группы: лицензируемые и нелицензируемые. Последние может осуществлять любая организация, решившая попробовать свои силы на определенном поприще.
Первые же предполагают предварительную проверку компании на соответствие ряду критериев. Фирмы, успешно прошедшие проверку, получают разрешительный документ – лицензию на право проведения работ или оказания услуг.
С начала наступившего года строительный комплекс России перешел на саморегулирование, поэтому функции лицензирования выведены из-под государственного контроля и возложены на саморегулируемые организации (СРО). Надзор за деятельностью СРО осуществляется на федеральном уровне, а членство в них стало альтернативой лицензии.
Теперь право на выполнение определенных видов работ в строительстве подтверждается допуском саморегулируемой организации. СРО должны контролировать проведение архитектурно-проектных, инженерно-изыскательных и строительных работ, устанавливать правила и стандарты в данных видах деятельности и следить за их соблюдением своими членами. Ожидается, что это значительно повысит качество строительства. «При действовавшей ранее системе государственного лицензирования деятельность лицензиатов фактически контролировалась один раз в пять лет, когда у последних возникала необходимость в переоформлении разрешительной документации.
А за такой срок многое может измениться, – считает Андрей Шваб, директор омского филиала Федерального лицензионного центра при Министерстве регионального развития РФ. – Сегодня предприятие получило лицензию и выполнило все требования, а через три месяца у него, например, появились проблемы со специалистами. Саморегулируемая организация удваивает частоту и качество контроля за строительством, ответственность за которое несет как лицензиат, так и сама СРО».
Лицензия, а ныне допуск – это основной документ, без которого многие виды деятельности в строительстве попросту невозможны. Но лицензия только лишь разрешает компании производить определенную продукцию или оказывать услуги.
А вот их качество должно быть подтверждено отдельно. И в первую очередь речь идет о сертификации.
Сертификат подтверждает, что товар или услуга соответствует определенным требованиям. К их числу относятся различные стандарты и нормативы, а также (при необходимости) положения о соответствии нормам безопасности: гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и т.д.
Различают обязательную и добровольную сертификацию.
Необходимость обязательной сертификации для конкретного вида продукции или услуг определяется федеральными законами. Как объясняет Тарас Бабенко, специалист технического отдела по разработкам и внедрению компании «Аристон», «все зависит от характера деятельности компании и производимой ею продукции.
Например, для оборудования, выпускаемого нашей компанией (газовые котлы и водонагреватели) необходим сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, пожарный сертификат, разрешение Ростехнадзора».
В общей сложности в России действует 16 систем обязательной сертификации, в числе которых наиболее полной и универсальной является ГОСТ Р. К числу обязательных сертификатов относятся, например, сертификат соответствия, сертификат пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ или гигиенический сертификат), разрешение на применение Ростехнадзора, сертификат энергоэффективности и др.
Добровольная сертификация принципиально не отличается от обязательной и проводится зачастую теми же самыми организациями. Разница в более широком спектре параметров качества. Сегодня в России действует 129 систем добровольной сертификации.
Особо следует отметить такую разновидность добровольной сертификации, как сертификация партнеров. Этот процесс подразумевает проверку деятельности одного производителя другим (например, поставщиком сырья) на соответствие собственным стандартам качества.
Таким образом, компании определяют своих доверенных партнеров, продукцию которых они могут рекомендовать конечному потребителю как образец качества своей торговой марки. Например, уже около года Группа компаний ПРОПЛЕКС, ведущий российский производитель оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям, проводит сертификацию своих партнеров на соответствие требованиям, предъявляемым компанией к технологии производства и качеству изделий из ПВХ-профиля PROPLEX.
Кстати, документ, свидетельствующий об успешном завершении этой процедуры, так и называют: сертификат доверия. Сертификация партнеров в строительстве является «первой ласточкой» внедрения в этой отрасли принципов саморегулирования.
Наконец, нельзя не упомянуть о документах, регламентирующих различные аспекты деятельности компании. К этой категории относятся, например, технические условия (ТУ), являющиеся неотъемлемой частью конструкторской или другой технической документации на продукцию. Если компания имеет собственные оригинальные разработки и использует их в своей работе, то следует оформить на них патентную документацию.
Основные бумаги
Конечно, необходимых для работы документов – великое множество, и предугадать все возможные случаи довольно трудно. Однако есть определенный набор бумаг, иметь которые должна каждая серьезная компания, работающая на строительном рынке. Поэтому на них следует остановиться более подробно.
Допуск
В соответствии с федеральным законом № 148 выдача строительных лицензий прекращена с 1 января 2009 года, о чем уже было сказано ранее. Организации, имеющие лицензию, срок действия которой еще не истек, могут продлить ее в одном из территориальных структурных подразделений Федерального лицензионного центра (ФЛЦ) при Госстрое РФ (www.flc.ru).
И хотя продлевается лицензия еще на 5 лет, работать по ней можно будет лишь до начала 2010 года. Для дальнейшей деятельности необходим допуск СРО. Для вступления в нее и получения допуска необходим тот же пакет документов, что и для оформления лицензии, в том числе устав, свидетельство о государственной регистрации и присвоении ИНН, договор аренды офисного помещения.
Также потребуются копии паспортов и дипломов об образовании генерального директора и сотрудников, специальности которых соответствуют заявленным видам деятельности. Сегодня помощь в получении допуска оказывают структуры ФЛЦ, куда и необходимо обращаться за консультацией.
Оформление допуска занимает 10 календарных дней. Специалисты филиала ФГУ ФЛЦ «Мосстройлицензия» рекомендуют начать его оформление за месяц до истечения срока действия лицензии, учитывая время, необходимое для проверки и рассмотрения документов. Поскольку образованным компаниям лицензии не выдаются, допуск им нужно получать сразу.
Примечательно, что, в отличие от лицензии, срок действия этого документа не ограничен. Однако это не повод «расслабляться»: СРО будут осуществлять периодические проверки состояния компаний, а допуск может быть отозван.
Сертификат соответствия
Этот документ, также часто называемый сертификатом качества, подтверждает соответствие продукции требованиям, установленным федеральными законами «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Сертификация проводится в системе ГОСТ Р, в зависимости от разновидностей продукции она может быть обязательной или добровольной.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехнадзор, бывший Госстандарт, www.gost.ru) принята номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация. Номенклатура представляет собой перечень продукции, упорядоченный по общероссийскому классификатору ОК 005-93, и перечень соответствующих нормативных документов: ГОСТ, СНиП, СанПиН и др. Реализация этих товаров потребителям, а также их таможенная очистка невозможны без сертификата соответствия.
Добровольная сертификация производится по желанию производителя продукции. Бланки сертификатов соответствия отличаются друг от друга по цвету: при обязательной сертификации они желтые, а при добровольной – голубые.
Для получения необходимых сертификатов, а также выяснения связанных с сертификацией вопросов следует обратиться в один из территориальных органов Ростехнадзора, например, в российский центр испытаний и сертификации «Ростест-Москва» (www.rostest.ru). «Оформление сертификатов – процесс длительный. Сроки могут колебаться от одного до трех месяцев, – отмечает Тарас Бабенко. – Нужно подать заявку, предоставить пакет необходимых документов, образцы продукции, получить заключение об их испытаниях».
Исследование продукции производится аккредитованными Ростехнадзором испытательными лабораториями. Чтобы ускорить процесс, можно прибегнуть к услугам одного из сертификационных центров. Кстати, в большинстве случаев такие компании занимаются оформлением не только сертификатов соответствия, но и других документов, о которых речь пойдет ниже.
Сертификат пожарной безопасности
Пожарная сертификация (приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 312) удостоверяет соответствие объекта требованиям пожарной безопасности, определяемым законодательством РФ. На основании Федерального закона «О пожарной безопасности» и Указа Президента РФ от 9 ноября 2001 г. N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» утвержден Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности (приказ МЧС от 8 июля 2002 г. N 320).
В него входят средства обеспечения пожарной безопасности, вещества и материалы, строительные конструкции и изделия, электротехнические устройства и приборы, теплогенерирующие аппараты. На основании п. 1 ст. 6 «Закона о сертификации продукции и услуг» пожарный сертификат является обязательной составной частью сертификата соответствия на электротехническую продукцию.
Выдают сертификаты организации, аккредитованные органами пожарного надзора МЧС России (www.mchs.gov.ru).
Санитарно-эпидемиологическое заключение
Документ, подтверждающий разрешение органами Минздравсоцразвития РФ производства или ввоза продукции, соответствующей установленным требованиям, гигиеническим нормам и санитарным правилам (ГН и СанПин). Также служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека. В ряде случаев наличие санитарно-эпидемиологического заключения является необходимым условием для проведения обязательной сертификации. Перечень такой продукции определяется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также приказом Минздравсоцразвития РФ № 224 от 19.07.2007 г.
Санитарно-эпидемиологическое заключение может выдаваться территориальными управлениями Роспотребнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, www.rospotrebnadzor.ru) на вид деятельности, готовую продукцию либо на технические условия, по которым производится продукция. Документ выдается после проведения экспертизы продукции (условий производства, ТУ) на основании протоколов испытаний, экспертизы нормативной документации и предъявленных документов. На оборотной стороне сертификата указываются гигиенические характеристики продукции, полученные в результате испытаний или значения ПДК (предельно допустимых концентраций вредных веществ).
Срок действия СЭЗ составляет от 1 месяца до 5 лет, в зависимости от вида продукции, результатов испытаний и решения эксперта, проводившего сертификацию.
При необходимости к санитарно-эпидемиологическому заключению оформляют приложение, в котором органами Роспотребнадзора могут указываться заводы компании-изготовителя, артикулы или модели продукции, особые условия ее эксплуатации и т.п.
Сертификаты ИСО
Одной из самых известных процедур добровольной сертификации является получение сертификата соответствия менеджмента качества ИСО 9001-2000. Ее целью является повышение эффективности процессов менеджмента качества, направленных на оптимизацию деятельности и увеличение конкурентоспособности организации. «Отмена лицензирования в строительной отрасли дает толчок к сознательному выбору участниками этого рынка добровольных систем сертификации.
Во всем мире сертификация на соответствие международному стандарту ISO 9001 признана эффективным инструментом управления качеством», – считает Константин Тимошечкин, руководитель департамента сертификации систем и услуг ЗАО «СЖС Восток Лимитед», предоставляющей услуги по сертификации.
Наличие сертификата менеджмента качества становится дополнительным конкурентным преимуществом, доказывающим качество работы организации. «У добросовестных строителей, заботящихся о своей репутации, прохождение этой процедуры не вызовет больших затруднений, но зато позволит получить выгодные контракты», – поясняет Константин Ашихмин, директор оценочной компании «ЭКСО».
Сертификаты доверия
Как уже было сказано выше, добровольную сертификацию могут проводить и сами строительные компании для своих партнеров. «Наличие у предприятия сертификатов доверия от других производителей становится для потребителей их продукции дополнительным подтверждением ее качества, свидетельством того, что в процессе производства были соблюдены все нормативы, а также использованы современные технологии», – считает Александр Голиков, генеральный директор Группы компаний ПРОПЛЕКС.
Многие компании при сертификации своих партнеров проводят бесплатное обучение для их сотрудников с последующей выдачей свидетельств о дополнительной профессиональной подготовке.
Выдают «верительные грамоты» не только коллеги по отрасли, но и иные организации, в том числе государственные. Например, налоговая служба по Белгородской области учредила сертификат доверия в целях поощрения налогоплательщиков.
Его обладателям гарантируется увеличение периодичности проведения выездных налоговых проверок на 1 год, внеочередное обслуживание в инспекциях при сдаче отчетности, консультационная помощь инспекторов, сокращение сроков ответов на письменные запросы. Наряду с очевидными удобствами обладатель сертификата приобретает дополнительный вес в глазах партнеров: отсутствие проблем с налоговой службой свидетельствует о стабильном финансовом состоянии компании и налаженном документообороте.
Патенты
Это категория документов, оформить которые отечественные строители забывают чаще всего. Защита своих интеллектуальных прав пока еще в диковинку для многих российских предпринимателей. А ведь именно в сфере строительства наиболее широк спектр внедрения инноваций.
Если изобретение со временем получит широкое распространение, оно станет приносить своему правообладателю больший доход, чем основной вид деятельности.
Объектами патентного права могут стать различные технологии: быстрый способ заливки бетона, монтажа окон и т.д. Например, ООО «Копейский кирпичный завод» с 2003 года владеет правом на изобретение кирпича с декоративной поверхностью, выполненной по определенной технологии.
Подтверждением исключительных прав на изобретение является патент, выдаваемый Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Помощь в оформлении подобных документов оказывают юридические компании, а также представительства Торгово-промышленной палаты России (www.tpprf.ru).
Компании, начинающей работать на строительном рынке, следует непременно позаботиться об оформлении пакета определенных документов, без которых этот вид деятельности либо невозможен, либо сопряжен со значительными трудностями. Кроме того, поддержание технической документации в надлежащем состоянии может избавить организацию и ее руководство от различного рода проблем, часто возникающих при государственных и иных проверках. Не стоит забывать и о несомненных конкурентных преимуществах, которыми обладают фирмы, способные в любой момент подтвердить свою компетенцию и соответствие своей продукции установленным нормам.
Пресс-служба Группы компаний ПРОПЛЕКС