Не секрет, что механизмы контроля качества в строительстве работают сегодня недостаточно эффективно и не обеспечивают гарантии соответствия продукции и услуг требованиям нормативов. Кроме того, исполнение многих из них с переходом к системе технических регламентов становится необязательным.
Альтернативой действовавшему ранее контролю со стороны Госстройнадзора должны стать саморегулируемые организации. Нужно отметить, что многие компании уже пошли по этому пути. Так, все более широкое применение находит сегодня практика сертификации партнеров.
В этом случае оценка качества работы компании проводится другими участниками производственного процесса, например, поставщиками сырья, оборудования или технологий. Побудительным фактором для проведения сертификации партнеров является желание производителя получить гарантию, что его продукция, которую другие предприятия используют в своем технологическом процессе, не разочарует конечного потребителя.
А компании, подвергающиеся процедуре сертификации, укрепляют свои позиции на рынке и приобретают большее доверие у клиентов. Последние же получают дополнительную гарантию качества товара, подкрепленную обязательствами более чем одной компании.
Как отмечает Александр Голиков, генеральный директор Группы компаний ПРОПЛЕКС, крупнейшего российского производителя оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям: «Внедрение системы сертификации партнеров — закономерный этап в развитии рынка. Покупатели, проявляющие сегодня повышенный интерес к качеству приобретаемых товаров и услуг, отдают предпочтение тем предложениям, которые сопровождаются дополнительными гарантиями этого качества. Для производителя же партнерство с компаниями, использующими его продукцию и технологии, – это не только поставки оборудования и комплектующих, но и определенная ответственность перед конечными потребителями за ту продукцию, которая предлагается им под его маркой».
Производителями могут создаваться как собственные системы контроля качества, так и использоваться существующие государственные и международные. Как правило, в ходе сертификации проводится оценка состояния производства, соблюдения технологии, уровня подготовки специалистов, а также корпоративной культуры и отношения к клиентам. После чего компания получает от производителя так называемый «сертификат доверия», который является для потребителей ее продукции дополнительной гарантией качества.
Кроме того, сертифицированным партнерам обычно предоставляется режим наибольшего благоприятствования:
Многие крупные компании проводят обучение специалистов для своих партнеров и даже создают для этого учебные центры.
Нужно отметить, что механизм сертификации партнеров на протяжении уже многих лет применяется в ряде отраслей. Так, для производителей программного обеспечения и компаний, работающих в ИТ-бизнесе, наличие партнерских сертификатов ведущих разработчиков является непременным условием успешной работы на рынке.
Другой пример — сами системы государственной или международной сертификации. Ведь всем хорошо известно, что организации и лаборатории, осуществляющие ее на местах, сами обязательно должны иметь соответствующий сертификат государственной или международной системы качества, подтверждающий их компетентность.
Говорят специалисты
Понять суть и особенности этого процесса, а также убедиться в его полезности, помогают комментарии специалистов компаний, имеющих опыт проведения сертификации или проходивших ее. Вот что говорит Лев Минуллин, руководитель отдела продвижения Группы компаний ПРОПЛЕКС: «При проведении процедуры сертификации мы смотрим на соответствие технологий производства, рабочих помещений и офисов стандартам, принятым в компании, проверяем документы, каталоги, оборудование, уделяем внимание тому, как выстраиваются отношения с клиентами и с обслуживающим персоналом».
А вот мнение Гульнары Галимзяновой, заместителя директора по производству оконной компании «Арка»: «Самое важное для прохождения партнерской сертификации – это быть уже до этого госсертифицированным предприятием и иметь соответствующий уровень производства независимо от того, ожидается ли проверка. Это не такой процесс, к которому можно подготовиться за два-три дня, нужно действительно уделять внимание качеству всех видов работ.
А уже непосредственно перед назначенной ревизией мы еще раз проверили свое производство, протестировали оборудование на предмет отсутствия каких либо неполадок, подготовили документы, журналы, измерительные инструменты, каталоги продукции и прочие необходимые материалы. Специалисты, осуществлявшие проверку, остались довольны нашим производством».
Примерно такого же мнения придерживается и Светлана Захарова, старший менеджер Гатчинского завода металлопластиковых изделий: «Чтобы пройти сертификацию, нужно очень внимательно относиться к качеству производимой продукции, тогда не возникнет никаких проблем. Если делать свою работу как положено, то не придется опасаться результатов проверки и пытаться что-то скрыть или переделать в считанные до контроля дни».
Сегодня большинство специалистов и руководителей отмечают, что нужно ответственно подходить к производству и дорожить каждым клиентом, независимо от объема его заказа. Ведь любой покупатель может как привести новых, так и отговорить их пользоваться услугами компании.
Поэтому предприятия, стремящиеся сохранить свое место на рынке, тщательно следят за тем, чтобы соответствовать всем нормам. Как правило, у таких компаний не возникает проблем и при сертификации.
На вопрос о том, действительно ли в глазах клиентов наличие партнерского сертификата дает дополнительные преимущества, большинство специалистов отвечают однозначно. «Конечно, ведь сертификация — это, прежде всего, маркетинговый шаг навстречу клиенту. А благо клиента – это наша первоочередная задача.
Все имеющиеся таблички о знаках отличия и пройденных сертификациях представлены на обозрение в нашем офисе продаж», – говорит Гульнара Галимзянова. Действительно, наличие сертификата повышает статус предприятия в глазах заказчика. Сама себя компания может расхваливать как угодно, но пока этому нет подтверждения от третьей стороны, не каждый поверит в то, что эти заявления не голословны.
«Ну и, конечно же, приятно самим лишний раз убедиться в собственном профессионализме и соответствии требованиям рынка. Это воодушевляет и дает заряд для покорения новых вершин», – добавляет Светлана Захарова.
Итак, партнерская сертификация — хороший маркетинговый инструмент для привлечения новых клиентов. К тому же она позволяет вести бизнес на значительно более выгодных условиях. В нынешней экономической ситуации эти факторы приобретают особое значение.
Но чтобы успешно пройти проверку и получить «сертификат доверия», нужно действительно дорожить качеством своей продукции и репутацией компании.
Пресс-служба Группы компаний ПРОПЛЕКС