Хотелось бы коснуться основных путей, которыми на сегодняшний день получаются подряды на строительство зданий нежилого назначения, т.е. зданий для бизнеса. Это – цеха, склады, автотехцентры, торговые и административные комплексы, паркинги, быстровозводимые и временные здания и ещё многое другое.
Я бы отметил 3 основных пути, по которым двигаются большинство строительных организаций. Исключая те строительные компании, которые входят в состав крупных объединений (холдингов), и загружены работой по «внутренним» заказам:
Все эти пути имеют как свои «сильные», положительные стороны, так и слабые места. Причём как для самой строительной компании, так и для её заказчиков. Попытаюсь систематизировать эти плюсы и минусы следующим образом:
1-й путь
Для заказчика
Плюсы
Заказчик имеет дело с проверенной годами организацией, обладающей, как правило, опытом работы, квалифицированными кадрами, хорошо технически оснащённой.
Минусы
Как правило, мягко говоря, недёшево. И очень трудно торговаться в классическом смысле этого слова. Сильно порой мешающий (замедляющий работу) бюрократический фактор.
Для подрядчика
Плюсы
Относительно стабильная загрузка производственных и строительных мощностей. Нет необходимости (во всяком случае пока что) осуществлять “борьбу за Заказчика”. Те. минимальные расходы на рекламно-маркетинговые мероприятия и организацию продаж. Ну и плюсы для заказчика в данном случае являются такими же плюсами и для подрядчика. Серьёзные активы при необходимости существенно облегчают процесс привлечения внешнего финансирования.
Минусы
Серьёзная (более серьёзная, чем у других) зависимость от макроэкономических факторов, от политической ситуации в стране и в регионе. И трудности в финансировании проектов, на сегодняшний день практически неизбежные при работе с бюджетными организациями.
2-й путь
Для заказчика
Плюсы
Заказчик имеет дело с хорошо знакомой ему организацией и хорошо знакомыми, надёжными людьми. Как известно, знакомый недостаток – уже половина недостатка. Возможно и некоторое “выкручивание рук” подрядчику, само существование которого порой в значительной мере зависит от заказчика.
Минусы
Цена, как правило, перестаёт контролироваться, что позволяет подрядчику (как минимум в пределах разумного) её завышать. А благодаря хорошим и доверительным отношениям – и “проталкивать”. То же со сроками и качеством – подрядчик нередко (порой – небезосновательно) надеется на снисходительное к себе отношение.
Для подрядчика
Плюсы
Относительно стабильная загрузка производственных и строительных мощностей. Нет необходимости (во всяком случае пока что) осуществлять “борьбу за Заказчика”. Те. минимальные расходы на рекламно-маркетинговые мероприятия и организацию продаж.
Минусы
Серьёзная зависимость не только от экономического положения и стратегических планов небольшой группы предприятий-заказчиков, но и от состояния личных взаимоотношений с их полномочными представителями.
3-й путь
Для заказчика
Плюсы
Возможность выбора на рынке оптимальных ценовых и сроковых параметров. Максимально из всех вариантов выраженная возможность жёстко отстаивать свою позицию и свои интересы. Возможность наиболее плотного контроля хода работ и наиболее дотошной приёмки её результатов.
Минусы
Неизвестная (малоизвестная) заказчику компания. Неизвестные люди. Пугающие “подводные камни”.
Для подрядчика
Плюсы
Диверсификация рисков, связанных с политическими, отраслевыми и прочими переменами. Снижение рисков от обострения взаимоотношений (не важно, по чьей вине) с отдельными заказчиками.
Минусы
Достаточно серьёзные расходы на рекламно-маркетинговые мероприятия и организацию продаж. Неизбежно “рваный” ритм всего бизнеса даже на относительно небольших временных промежутках, создающий соответствующие финансовые риски. Периодически возникающая в рамках выполнения договоров необходимость заниматься не вполне свойственными видами работ.
Совершенно очевидно, что оптимальным выглядит путь, представляющий собой разумное сочетание элементов всех трёх путей. Ведь рано или поздно предприятия, идущие в чистом виде по первым 2-м путям, будут просто вынуждены вносить в свою работу маркетинговые элементы 3-го пути.
Без этого в долгосрочной перспективе им просто не выжить. А предприятия, идущие в чистом виде по 3-му пути (как правило – относительно молодые недавно образованные компании или компании, выделившиеся из крупных строительных организаций) и хорошо делающие своё дело, всё равно обрастают постоянной клиентурой и выходят на уровень регулярного получения государственных заказов и заказов крупных корпораций.
На стремительно растущем строительном рынке России места хватит всем, более того – сейчас в стране дефицит строительных мощностей. Важно просто активно участвовать в процессах на этом рынке, а не стоять в стороне в роли наблюдателя.
Материал предоставлен ООО «ПромГражданСтрой»