Строительные компании. Как они получают строительные подряды.

Строительные компании. Как они получают строительные подряды.

Хотелось бы коснуться основных путей, которыми на сегодняшний день получаются подряды на строительство зданий нежилого назначения, т.е. зданий для бизнеса. Это – цеха, склады, автотехцентры, торговые и административные комплексы, паркинги, быстровозводимые и временные здания и ещё многое другое.

Я бы отметил 3 основных пути, по которым двигаются большинство строительных организаций. Исключая те строительные компании, которые входят в состав крупных объединений (холдингов), и загружены работой по «внутренним» заказам:

  • Крупные строительные компании, хорошо известные ещё со времён СССР (и их правопреемники) в ряде случаев могут позволить себе в своём роде «почивать на лаврах» – они по старой памяти обеспечиваются муниципальными, государственными и прочими окологосударственными заказами, а так же заказами крупных госпредприятий. Это крупнейшие СМУ, Мостотряды и т.п.
  • Строительные компании, работающие уже «исторически», либо по линии личных связей своего руководства с обычно очень небольшой группой крупных заказчиков, из года в год обеспечивающими относительно стабильную загрузку строительных мощностей.
  • Строительные компании, работающие на открытом рынке, получающие заказы на основе анализа рыночной ситуации, формулирования конкурентоспособного предложения и доведения этого предложения до максимального числа потенциальных заказчиков.
  • Все эти пути имеют как свои «сильные», положительные стороны, так и слабые места. Причём как для самой строительной компании, так и для её заказчиков. Попытаюсь систематизировать эти плюсы и минусы следующим образом:

    1-й путь
    Для заказчика
    Плюсы
    Заказчик имеет дело с проверенной годами организацией, обладающей, как правило, опытом работы, квалифицированными кадрами, хорошо технически оснащённой.
    Минусы
    Как правило, мягко говоря, недёшево. И очень трудно торговаться в классическом смысле этого слова. Сильно порой мешающий (замедляющий работу) бюрократический фактор.
    Для подрядчика
    Плюсы
    Относительно стабильная загрузка производственных и строительных мощностей. Нет необходимости (во всяком случае пока что) осуществлять “борьбу за Заказчика”. Те. минимальные расходы на рекламно-маркетинговые мероприятия и организацию продаж. Ну и плюсы для заказчика в данном случае являются такими же плюсами и для подрядчика. Серьёзные активы при необходимости существенно облегчают процесс привлечения внешнего финансирования.
    Минусы
    Серьёзная (более серьёзная, чем у других) зависимость от макроэкономических факторов, от политической ситуации в стране и в регионе. И трудности в финансировании проектов, на сегодняшний день практически неизбежные при работе с бюджетными организациями.
    2-й путь
    Для заказчика
    Плюсы
    Заказчик имеет дело с хорошо знакомой ему организацией и хорошо знакомыми, надёжными людьми. Как известно, знакомый недостаток – уже половина недостатка. Возможно и некоторое “выкручивание рук” подрядчику, само существование которого порой в значительной мере зависит от заказчика.
    Минусы
    Цена, как правило, перестаёт контролироваться, что позволяет подрядчику (как минимум в пределах разумного) её завышать. А благодаря хорошим и доверительным отношениям – и “проталкивать”. То же со сроками и качеством – подрядчик нередко (порой – небезосновательно) надеется на снисходительное к себе отношение.
    Для подрядчика
    Плюсы
    Относительно стабильная загрузка производственных и строительных мощностей. Нет необходимости (во всяком случае пока что) осуществлять “борьбу за Заказчика”. Те. минимальные расходы на рекламно-маркетинговые мероприятия и организацию продаж.
    Минусы
    Серьёзная зависимость не только от экономического положения и стратегических планов небольшой группы предприятий-заказчиков, но и от состояния личных взаимоотношений с их полномочными представителями.
    3-й путь
    Для заказчика
    Плюсы
    Возможность выбора на рынке оптимальных ценовых и сроковых параметров. Максимально из всех вариантов выраженная возможность жёстко отстаивать свою позицию и свои интересы. Возможность наиболее плотного контроля хода работ и наиболее дотошной приёмки её результатов.
    Минусы
    Неизвестная (малоизвестная) заказчику компания. Неизвестные люди. Пугающие “подводные камни”.
    Для подрядчика
    Плюсы
    Диверсификация рисков, связанных с политическими, отраслевыми и прочими переменами. Снижение рисков от обострения взаимоотношений (не важно, по чьей вине) с отдельными заказчиками.
    Минусы
    Достаточно серьёзные расходы на рекламно-маркетинговые мероприятия и организацию продаж. Неизбежно “рваный” ритм всего бизнеса даже на относительно небольших временных промежутках, создающий соответствующие финансовые риски. Периодически возникающая в рамках выполнения договоров необходимость заниматься не вполне свойственными видами работ.

    Совершенно очевидно, что оптимальным выглядит путь, представляющий собой разумное сочетание элементов всех трёх путей. Ведь рано или поздно предприятия, идущие в чистом виде по первым 2-м путям, будут просто вынуждены вносить в свою работу маркетинговые элементы 3-го пути.

    Без этого в долгосрочной перспективе им просто не выжить. А предприятия, идущие в чистом виде по 3-му пути (как правило – относительно молодые недавно образованные компании или компании, выделившиеся из крупных строительных организаций) и хорошо делающие своё дело, всё равно обрастают постоянной клиентурой и выходят на уровень регулярного получения государственных заказов и заказов крупных корпораций.

    На стремительно растущем строительном рынке России места хватит всем, более того – сейчас в стране дефицит строительных мощностей. Важно просто активно участвовать в процессах на этом рынке, а не стоять в стороне в роли наблюдателя.

    Материал предоставлен ООО «ПромГражданСтрой»