Содержание
В наших городах не все устроено так, как нам хотелось бы. Улицы могли бы быть шире, дворы – чище, воздух – свежее. Да мало ли что еще мешает жить с комфортом!
Транспорт, чистота воды, некачественная работа коммунальных служб и, конечно, экология – вот лишь малая часть вопросов, волнующих жителей больших городов. Но проблемы на то и существуют, чтобы искать способы их решения.
Объявим понедельник днем пешехода!
Транспортный вопрос отравляет (и в прямом, и в переносном смысле) жизнь, пожалуй, всем горожанам. Пробки на дорогах – проблема номер один современного мегаполиса.
От этой напасти в ближайшие лет …дцать так просто не избавиться: города растут, автомобилей становится больше, пешеходов тоже. В метро точно такие же пробки, как на автодорогах, только не из машин, а из людей.
Умные головы предлагают начинать рабочий день сотрудникам различных сфер в разное время: одни пусть работают с семи, другие – с девяти, третьи – с двенадцати. Еще есть идея создавать больше рабочих мест в спальных районах, тогда людям не придется ездить на службу в центр или на другой конец города. Многие специалисты вообще могут трудиться на дому и приезжать на работу по мере необходимости, а то и вовсе не показываться в офисе, общаясь с «мозговым центром» по телефону и электронной почте… Народу в общественном транспорте стало бы чуть меньше, и автомобилей на дорогах поубавилось бы.
Мер, которые помогут хотя бы немного облегчить жизнь автовладельцам, предлагается множество. Например, московские архитекторы планируют создавать “перехватывающие” парковки на подъезде к центру города.
Там можно оставить авто и двигаться дальше пешком, на метро или наземным общественным транспортом. В Лондоне это сейчас обычная практика.
А в центре Парижа на автодорогах выделены две полосы для общественного транспорта и лишь одна для частного, так что люди предпочитают ехать в сердце французской столицы на метро или автобусе. В Израиле тоже нашли способ решения транспортного вопроса.
Говорят, там каждый водитель на один день в неделю обязан отказаться от поездок на своем авто. Какой день объявить пешим, водитель устанавливает себе сам. Власти Милана пошли еще дальше: в городе вообще запретили пользоваться личными автомобилями.
Историческим центрам российских многовековых городов решение проблемы по-милански пошло бы на пользу. Только автовладельцы вряд ли одобрили бы эту инициативу… Зато шума и пробок стало бы меньше.
Правда, пробки и шум – не единственная сторона транспортной проблемы. Известно, что 87% вредных атмосферных выбросов в крупных городах приходится на автотранспорт.
Значит, нужны не только новые законы, ограничивающие въезд в города, но и новые экологичные способы получения энергии. Разговоры про солнечные батареи идут уже давно. Прототип автомобиля, работающего от энергии светила, был создан концерном General Motors еще в пятидесятых.
12 селеновых фотоэлементов этой 40-сантиметровой машинки преобразовывали свет солнца в ток, который приводил в движение электромотор, шкивом соединенный с задней осью модели.
С тех пор от статуса игрушки это изобретение далеко не ушло. Такие автомобили создаются и сейчас, но увидеть их во всей их красе можно разве что на ралли солнечных «каров» в Австралии.
До реальной жизни авто, «питающиеся» солнечным светом, так и не добрались. Слишком дорого их производить. К тому же был найден еще более простой источник энергии для машин – вода, вернее водород, из нее получаемый.
Над водородным мотором специалистам предстоит еще долгая серьезная работа, но уже сейчас можно разогнать такую машину до 100 км/ч всего за 10 секунд. Пока создать да и обслуживать автомобиль на водороде стоит в несколько раз дороже, чем машину с двигателем внутреннего сгорания. Но автогигант General Motors обещает начать серийное производство водородных авто уже к 2010 году, а правительство США надеется через 20 лет сделать такую машину народной.
Существуют и автомобили на газовом топливе. Этот источник энергии во всем мире уже заслужил признание. Газ, конечно, не настолько простой природный ресурс, как солнечный свет или вода, но сегодня это компромисс между бензином и новыми прогрессивными способами получения энергии.
Процент СО в выхлопах машин, работающих на природном газе, в 5 – 6 раз меньше, чем у бензиновых; оксидов азота — в полтора раза; сажи — в сотни раз. В газе содержится гораздо меньше примесей, чем в бензине. В нем нет свинца и серы, которые разрушают детали машины.
Да и вообще, он безопасней. Судите сами, метан возгорается при 540 градусах, пропан — при 460, а бензин — всего при 280. Так что экологичный транспорт выгоден во всех отношениях!
Посеребрите водичку!
Если Вы живете в городе, тем более крупном, то с мечтами о чистом воздухе и прозрачной родниковой воде попрощались уже давно. Самая меньшая неприятность – если водопроводная вода пахнет хлором. А ведь водица из-под крана может быть не только неприятна на вкус или запах, но и попросту опасна.
По данным Минздрава, водопроводная вода в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове, Екатеринбурге, Таганроге и других городах признана непригодной для питья.
Так, например, в московской воде повышено содержание железа, кроме того, она излишне жёсткая. Осадок, остающийся после кипячения воды на донышке чайника, – верный признак жесткости. Она вызывается избытком солей кальция и магния в воде.
Бытовая техника – чайники, стиральные и посудомоечные машины такую воду не любят, выходят из строя раньше срока. Кроме того, жесткая вода сушит кожу. Для человеческого организма излишек солей кальция и магния крайне вреден: он может привести к заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
Избыток железа в воде, скорее всего, связан с печально знаменитым качеством наших водопроводных труб. Вода, перенасыщенная железом, быстро мутнеет, кроме того, она оставляет ржавые подтеки на сантехнике. Железо в воде можно почувствовать даже просто на вкус.
Это уже будет говорить о том, что его явно в избытке. Передозировка этого вещества грозит болезнями печени, инфарктами.
Ветхость водопроводных труб сводит на нет все усилия, которые прилагают на очистительных станциях. В старых гнилых трубах плодятся и размножаются бактерии, попадающие в воду в огромных количествах. Так что о качестве нашей воды стоит всерьез задуматься.
К счастью, есть способы в домашних условиях справиться с водными вредителями. Во-первых, это всевозможные аквафильтры, от настольных емкостей до сложных очистительных систем с большой производительностью.
Второй вариант – покупать бутиллированную воду. Правда, нет гарантии, что она берется из того самого чистейшего ключа, о котором крупными буквами написано на этикетке. Качество воды в бутылях пока, к сожалению, не контролируется.
Есть варианты попроще. Можно по старинке ограничиться кипячением. Но оно «выгоняет» из воды вредные примеси и в то же время лишает ее полезных свойств, разрушая молекулы воды.
Поэтому древние китайцы, заваривая священный для них напиток – чай, брали воду, не доведенную до кипячения, «живую».
Очистить воду помогает также ее отстаивание. Достаточно в воду, налитую из-под крана, бросить серебряную монетку или любое украшение из этого металла, и через сутки жидкость станет несколько чище, хотя любой фильтр все же справится с этой задачей лучше.
Итак, поскольку на качество водопроводной воды надеяться пока не стоит, лучше самим начать бороться за ее чистоту.
Сантехника вызывали?
Лифт месяцами не работает, электричество отключают, даже не соизволив заранее предупредить об этом, а мастер из ЖЭКа, если не доплатить ему щедрых чаевых, отремонтирует кран так, что потом придется переделывать… Увы, еще сохранились эти пережитки советского прошлого, когда все было общим, а значит, ничьим.
Сейчас подавляющее большинство многоквартирных домов или муниципального жилья, как о нем говорят чиновники, обслуживают городские коммунальные службы. Средства на ремонт и содержание жилого фонда собираются с населения, и уже потом, при планировании местного бюджета власти решают, какие дома ремонтировать, а какие еще подождут. Тех, что «подождут», естественно, оказывается в десятки раз больше.
Но, к счастью, современное жилищное законодательство позволяет нам взять инициативу в свои руки и стать независимыми от городских властей хотя бы в коммунальном вопросе. Все больше в нашей стране становится жилищных товариществ и кооперативов.
Называться они могут по-разному: ТСЖ, ЖСК, ЖК. Но суть одна: собственники квартир, организуя товарищество, вступают в долевое владение домом. На общем собрании жильцов 1 раз в год они утверждают годовой бюджет и решают прочие важные проблемы.
Текущие вопросы: заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг, сбор платежей, контроль за состоянием дома- находятся в ведении правления ТСЖ во главе с председателем, которого выбирают сами жители дома.
Удивительно, но более качественные коммунальные услуги, которые получают члены ТСЖ, обходятся им дешевле, чем их собратьям из муниципального жилья. Например, стоимость отопления и горячей воды рассчитывается по факту, а не по усредненным показателям, как для жильцов обычных домов.
На холодном водоснабжении члены ТСЖ тоже экономят: платят ровно столько, сколько показывает водомерный узел. И, наконец, фирмы, которые занимаются обслуживанием лифтов и вывозом мусора, правление ТСЖ выбирает на конкурсной основе, учитывая, в том числе, и то, во сколько эти услуги обойдутся жильцам. Кроме того, в кассе товарищества всегда есть резервные средства на случай чрезвычайной ситуации.
И еще, ТСЖ может быть прибыльной организацией. Можно сдавать в аренду подвалы и часть площади, прилегающей к дому, устраивать на чердаках жилые мансарды и продавать их. Рекламодатели с удовольствием размещают свои щиты и плакаты на стенах домов, принося ТСЖ доход.
Словом, за этой системой домоуправления – будущее. Разумеется, если руководить ТСЖ берутся грамотные, прогрессивно мыслящие люди.
Экология напрямую зависит от экономии
Мы стараемся экономить деньги, время. Но есть более значимые вещи, которые тоже необходимо расходовать более разумно. Это нужно для нашего же блага.
Речь идет о бережном отношении к природным ресурсам.
Не секрет, что при переработке в топливо нефть, природный газ, уголь выделяют двуокись углерода и другие вредные вещества, которые загрязняют атмосферу и медленно отравляют жителей планеты. Но есть еще одна причина экономить.
Только представьте, 86% энергии мы получаем из истощающихся невосполнимых источников, и ежегодно мы тратим в 5 раз больше нефти, чем добываем. Получается, что, как бы банально это ни звучало, мы оставляем своих внуков и правнуков без наследства…
А ведь от нас зависит больше, чем кажется на первый взгляд. По данным статистики, 40% всей добываемой энергии уходит на обслуживание зданий. Европейские ученые подсчитали, что сократить эти расходы можно на 70-90% и предложили решение проблемы – энергоэффективные здания.
Что же такое энергоэффективный или «пассивный» дом? Он не только не зависит от внешних коммуникаций, но в принципе может и сам служить источником энергии.
Это становится возможным благодаря рациональному использованию источников тепла и энергии самого дома и окружающей его территории. При его строительстве используются современные энергосберегающие технологии и высокоэффективные теплоизоляционные материалы – как правило, из каменной ваты.
Аварийное отопление (на случай длительных морозов), система горячего водоснабжения, электропитание пассивного дома осуществляются за счет энергии природных источников. Кроме того, по максимуму используется тепло от бытовых приборов, стоков, естественное тепло обитателей дома. Наиболее совершенные проекты учитывают даже ориентацию по сторонам света и розе ветров.
На сегодняшний момент существует немалое количество новых энергоэффективных домов или «переделанных», то есть реконструированных до высоких стандартов сбережения энергии уже построенных зданий. Это, например, проекты в городах Пьемонт (Италия) и Сист (Дания), реализованные при участии компании ROCKWOOL – мирового лидера в области производства теплоизоляции из каменной ваты.
Стоит отметить, что на западе по принципу экономии энергии жилье строится уже давно. Остается надеяться, что наша страна тоже к этому придет, российские нормы в обозримом будущем приблизятся к европейским.
Ведь в России с ее морозными зимами проблема сохранения энергии стоит особенно остро. Мы тратим огромные средства на обогрев помещений: работает отопление, на полную мощность включены обогревательные приборы. И все равно отапливается не только жилище, но и улица.
Часть тепла уходит наружу сквозь слабо утепленные или построенные с нарушением технологии стены, межпанельные швы, щели в дверях и окнах. «Благодаря» трубопроводам с плохой изоляцией мы теряем до 70% тепла! Выходом может стать качественная теплоизоляции зданий и труб – с помощью, например, хранящих форму плит и цилиндров ROCKWOOL из каменной ваты.
Простое, на первый взгляд, решение обосновано на самом высоком уровне – в межправительственной группе экспертов по изменению климата при ООН (IPCC). Специалисты признали, что самый рентабельный способ сокращения выбросов СО2 в атмосферу – более эффективно использовать энергию для обслуживания зданий. Теплоизоляция здесь – один из основных факторов.
К сожалению, на своем кармане ощутить экономию, которую дает утепление, сможет в полной мере лишь тот, кто оплачивает коммунальные услуги по факту, исходя из показаний счетчиков. Хотя минимум средств сохранить все же получится: утеплив жилище или купив квартиру в доме с качественной теплоизоляцией, вы уже не станете тратиться на обогреватель и платить за электричество, «съедаемое» им зимой.
Итак, сегодня есть все возможности, чтобы беречь тепло. Стоит помнить: от внутреннего климата в наших домах зависит экология целой планеты. Еще одна причина задуматься об экономии энергии хотя бы в своей квартире.
Конечно, в современном мире есть и десятки других проблем. Идеальный город, где будет легко и радостно жить каждому, – пока утопия. Хотя это не так уж и недостижимо, если видны решения немалой части наших проблем.
Создать город мечты мы можем своими руками. От нас зависит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Достаточно посмотреть вокруг себя и понять: «Я могу сделать свою жизнь лучше!»
Пресс-служба компании ROCKWOOL Russia