Объем российского рынка в 2007 году превысил 500 млн. евро и приблизился в абсолютном значении к 3 млн штук.
На протяжении последних трех лет рынок демонстрирует стабильную динамику роста , оцениваемую в ~ 30% ежегодно.
Основными структурными элементами рынка являются четыре типа водонагревателей: газовые проточные, газовые накопительные, электрические проточные и электрические накопительные.
Наиболее востребованными, на настоящий момент, являются электрические накопительные водонагреватели, их доля в продажах стабильно растет (за последние 3 года доля выросла более, чем на 10%, потеснив электрические и газовые проточные водонагреватели).
Наименее популярными являются газовые накопительные приборы, что связано с особенностями их эксплуатации. Этот сегмент очень стабилен — спрос на него в течение последних 5 лет практически не меняется.
В совокупности, 90% продаж водонагревателей на российском рынке приходится на газовые проточные и электрические накопительные модели. При этом, сегменты не являются конкурентами, т.к. целевые группы потребителей газовых и электрических моделей различны.
По прежнему большую долю отечественного рыка водонагревателей занимает импортная продукция — 65%. Причем российские заводы теряют позиции, что связано с неконкурентоспособностью их водонагревателей. Причины этому стоит искать в существенном технологическом отставании (наследие плановой экономики) и ценовом демпинге со стороны азиатских производителей.
Другой важной тенденцией является размещение сборочных производств на территории России: если три года назад товар 100% поступал из-за рубежа, то сегодня только 50% импортируется (например, по такой схеме выпускаются водонагреватели Ariston, Термекс и др.).
Самыми популярными брендами электрических накопительных водонагревателей являются Ariston и Термекс, в совокупности они занимают свыше 70% рынка.
В сегменте газовых проточных водонагревателей лидерские позиции сохраняются за AEG и Junkers. Важная тенденция — экспансия китайских производителей, которые смогли потеснить таких производителей, как Mora, Ariston, Valliant.
Основное направление экспорта российских водонагревателей остаются страны СНГ. Большинство поставок идет на Украину (67,7%) и Казахстан (24,2%). Третьим по популярности регионом является Грузия — 5,4%.
Значительные поставки также идут в такие близко расположенные государства, как Румыния, Сербия и Монголия.
Рынок водонагревателей сезонный: пиковые периоды — апрель-июнь, август (обусловленные сезонностью спроса) и ноябрь-декабрь (продиктованы закупочной политикой поставщика).
Подготовлено департаментом Research.Techart – маркетинговые исследования специально для «Ваш Дом»
Подробная информация об исследовании@b возможность его приобрести – Маркетинговое исследование рынка водонагревателей