Почему дорожают пластиковые окна?

Почему дорожают пластиковые окна?

Колебание цен на рынке всегда оказывает заметное влияние на деятельность любого предприятия. В этих условиях руководству компаний необходимо следить за развитием ситуации, чтобы прогнозировать является ли этот рост следствием сезонности или есть другие причины. В данной статье мы постараемся определить основные факторы роста цен на оконном рынке и тенденции развития ситуации в целом.

Изменение цен на оконном рынке в значительной степени зависит от сезонности. К этому все привыкли, что во второй половине года спрос на окна значительно возрастает. В этих условиях повышаются и цены.

Однако в росте цен есть и другие, куда более серьезные причины, нежели желание производителей окон заработать при сезонном росте спроса. И эти причины вполне могут вызвать продолжительный рост цен, что приведет к изменению ситуации на рынке окон.

По данным ежемесячных мониторингов в июле 2004 года цены на готовые окна в среднем по рынку повысились на 10%, что для оконного рынка является довольно резким изменением. Основной причиной этого изменения цен стал рост цен на комплектующие.

Нужно заметить, что повышение цен на армирование и фурнитуру произошло еще весной этого года (апрель-май), но производители окон старались сдерживать рост цен за счет своих внутренних ресурсов. Однако, повышение цен на ПВХ-профиль сделало рост цен на готовые изделия неизбежным.
Итак, на вторую половину года приходятся основные продажи окон, и повышение цен выглядит обоснованным, но мы рассмотрим макроэкономические факторы, которые оказывают не меньшее влияние на изменение цен на рынке.

Фурнитура

Российский рынок оконной фурнитуры в настоящий момент почти полностью зависит от импортных поставок. Поставки фурнитуры на Российский рынок осуществляются в основном зарубежными производителями, такими как: Roto, MACO, Siegenia-Aubi и т.д.

Деятельность Российских производителей фурнитуры “под евро – паз”, таких как, НИиТ (Новосибирск), Сатурн (Набережные Челны) в силу ряда причин не оказывает существенного влияния на рынок.
Ключевыми странами, доминирующие на рынке черной металлургии, являются США, Китай, Япония и Россия.

Однако нужно учесть, что производство фурнитуры для окон, это достаточно узкий сегмент в черной металлургии, так как изготавливается она из высококачественной специально упрочненной (нагартованной) стали. Из нее изготавливаются наиболее ответственные детали оконной фурнитуры.

Производители стальной продукции, в частности фурнитуры, в странах Евросоюза, во-первых, зависят от поставок сырья из стран ведущей четверки, так как собственные месторождения не могут покрывать все потребности. Во-вторых, из-за высокого спроса возник реальный дефицит в узком сегменте нагартованной стали, что и приводит к росту цен.

Последние полгода наблюдается рост цен на этом рынке. В качестве катализатора этого роста выступают постоянно растущие потребности Китая, который в последние годы заметно увеличил объем потребления продукции черной металлургии.

Цены растут практически на все: коксующий уголь, железорудное сырье, лом черных металлов. Определенное воздействие оказывает и рост цен на электроэнергию, газ и транспортные перевозки.

В итоге все эти факторы привели к заметному росту цен на фурнитуру, причем фактор роста объясняется ни желанием производителей заработать в сезон, а объективными макроэкономическими предпосылками. В мае 2004 года немецкие поставщики, доминирующие на российском рынке, повысили отпускные цены на 6%.

Армирование

Армирование, как и фурнитура, также является продуктом сталелитейных компаний, таких как Новолипецкий металлургический комбинат, и цены на нее зависят от ситуации на рынке черной металлургии. Однако в этом сегменте полностью доминирует продукция российских производителей, таких как Аркада, Центр кровли “ЛАМИЕРА” и др.

Внутренние цены на продукцию черной металлургии не контролируются со стороны государства, как цены на энергоресурсы (газ, нефть, электроэнергию), поэтому они в полной мере зависят от общемировых тенденций и желания владельцев предприятий получать “большую прибыль”. Раньше значительная доля экспорта продукции российских компаний приходилась на США, но после событий с заградительными пошлинами каналы сбыта были полностью диверсифицированы.

Последующий рост потребления металла в Китае вызвал значительный скачок мировых цен и для российских компаний, имеющих высокий спрос на свою продукцию во всем мире, внутренний рынок стал составной частью общемирового. Как следствие, внутренние цены полностью сравнялись с мировыми, а по некоторым позициям даже превысили их.

По словам директора АвтоВАЗа, В. Каданникова, цены на металлы, потребляемых его предприятием, на Лондонской Бирже Металлов ниже, чем у российских производителей, и если бы не расходы на доставку и таможенную очистку, его предприятию было бы выгодно полностью перейти на импортное сырье. Подобные факты, с одной стороны, вызывают недоумение и закономерный вопрос: “как такое может быть”, однако, некоторые неофициальные источники говорят даже о возможности сговора крупнейших комбинатов, которые значительно повысили цены на внутреннем рынке при отсутствии видимых причин.

Действительно, если абстрагироваться от событий в мировой экономике и рассмотреть ситуацию только с точки зрения внутреннего рынка России, объективных предпосылок для резкого роста цен на продукцию черной металлургии нет. Отечественная промышленность полностью обеспечена всем необходимым сырьем и возможностью его недорогой добычи.

Цены на энергоносители были и останутся (даже после возможного вступления в ВТО) в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Уровень зарплаты на отечественных предприятиях также в несколько раз ниже. А цены выше, чем на Лондонской Бирже.

По мнению исполнительного директора ассоциации АПРОК Льва Михайловича Шахнесова, объективных предпосылок для роста цен на армирование нет. Однако, в апреле 2004 года наблюдается повышение цен на армирование на 11%, в июне – 5%.

Как мы видим, и в этом случае основным фактором, вызвавшим повышение цен, является действие конкретных российских производителей. Согласно российскому законодательству в стране отсутствует дифференциация налогов в зависимости от уровня прибыли.

Сверхприбыль производителя никем не оценивается и, следовательно, не имеет последствий. Это вызывает у него постоянное желание повышать цены.

ПВХ-профиль

Спустя год после кризиса 1998 года крупнейшие европейские производители ПВХ-профиля начали создавать предприятия на территории России, так как была видна перспектива создания производства в России. Сейчас заметная часть профиля, потребляемая на отечественном рынке, изготавливается в России, хотя производители из Европы, Турции и Китая продолжают поставки профиля. Сырье для производства ПВХ-профиля, изготавливаемого в России, закупается в российских химических предприятиях. И здесь на ценовую политику влияют события, происходящие в химической отрасли страны.
Начиная с июля 2004 года, ведущие производители профиля подняли цены на 6%. Как и по другим позициям, рост цен на ПВХ-профиль был вызван повышением цен на сырье суспензионный ПВХ, как известно, являющийся главным компонентом для производства ПВХ. Однако, если в случае с армированием и фурнитурой существует определенное влияние макроэкономического характера, то с ПВХ ситуация иная.
Основной причиной всех изменений произошедших на рынке ПВХ стали действия “Единой Торговой Компании” (ЕТК), которая практически монополизировала этот рынок. Компания была создана в 2003 году, и уже к концу года контролировала сбыт всех крупнейших игроков рынка ПВХ: Саянскхимпласт, Каустик (Стерлитамак), Волжские Химические Технологии” (Волжский, Волгоградской области), Пласткард (Волгоград).
По данным Федеральной Антимонопольной Служы (ФАС) доля ЕТК на рынке достигла 65%, что позволило ей поднять цены на ПВХ-С на 10%. Также были установлены новые монопольные схемы сбыта готовой продукции, которые лишили потребителей возможности самостоятельно определять, у каких производителей и на каких условиях приобретать ПВХ-С.
Кроме рынка поливинилхлорида ЕТК контролирует и рынок каустической соды, которая является основным компонентом для производства суспензионного ПВХ. Фактически нынешние цены, по которым ЕТК предлагает соду потребителям в 1,5-2 раза выше, чем существовавшие в 2003 году на предприятиях-производителях. Цены прошлого года соответствовали среднему уровню цен в мире, таким образом, внутренние российские цены на соду в 2004 году в 1.5-2 раза превысили уровень мировых цен.
Подобная ситуация выходит за рамки понятий о “рыночной конкуренции”, и к тому же эта отрасль затрагивает интересы большого количества смежных отраслей. Крупнейшие предприятия химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой, автомобильной промышленности и энергетики обратились в Министерство по Антимонопольной Политике (МАП) с требованием ликвидировать ЕТК. ФАС, которая сейчас выполняет функции бывшего МАПа, признала справедливость всех претензий к ЕТК и начала процедуру ее ликвидации.
Однако дело о ликвидации этой компании длится уже полгода, но не привело к каким-либо результатам. ФАС направило в арбитражный суд иск о ликвидации компании, но он не был выполнен, так как ЕТК выступило с встречным иском. Сейчас можно только догадываться, чем закончатся судебные разбирательства, учитывая все несовершенство российской судебной системы, и возможность влияния на судей, когда на карту поставлены “большие деньги”. Однако именно эти события стали решающим фактором на оконном рынке, приведшим к повышению цен на готовую продукцию.

Результат

Все эти события, происходящие в смежных отраслях, оказывают существенное влияние на ценовую конъюнктуру оконного рынка. Рост цен, произошедший этим летом, только частично связан с сезоном, в остальном это влияние макроэкономических факторов.

Нами были рассмотрены только часть факторов, которые стали причиной роста цен на рынке за последние полгода. Мы не затронули отдельной темы связанной с поставками стекла, которое в свою очередь подорожало на 10%, а также других показателей, которые влияют на рыночную ситуацию.

Пока все эти повышения не отразились на спросе, так как рост цен пришелся на пик сезона. Однако изменения, происходящие в отраслях, производящих комплектующие для окон, непременно станут поводом для размышлений руководства оконных компаний. В этих условиях нужно проводить адекватную ценовую политику, которая соответствовала бы новым реалиям рынка.
Если повышение цен на фурнитуру со стороны немецких производителей выглядит вполне обоснованно, то ситуация с армированием, и тем более с ПВХ-С, выходит за рамки рыночных процессов. Сейчас ценовая конъюнктура на оконном рынке полностью зависит от событий, происходящих на уровне крупного металлургического и химического бизнеса, и оконным компаниям очень важно правильно выбирать стратегию развития своего бизнеса в таких сложных “рыночных” условиях.
Их сложность еще заключается и в том, что несмотря на постоянную тенденцию роста стоимости 1 м2 на рынке жилья, строительные компании вынуждают поставщиков окон постоянно снижать цены. И для того, чтобы получить крупного корпоративного заказчика, оконным компаниям в жесткой конкурентной борьбе часто приходится идти на такой шаг. А это существенно сокращает прибыль компании. Подобная ситуация не может продолжаться бесконечно, поэтому повышение цен на пластиковые окна выглядит вполне обосновано.

Предоставлено компанией О.К.Н.А. Маркетинг