Содержание
Расположить септик и колодец на участке — всегда сложная инженерная задача. В особенности если участок не больше 6–8 соток. Увы, начинающие земле- и домовладельцы вопросы гидрогеологии чаще всего недооценивают.
Мы уже неоднократно отмечали в публикациях, что о характере грунтов и уровне грунтовых вод, о возможных проблемах в организации водоснабжения, канализации желательно узнать до покупки земли. В некоторых случаях неблагоприятная геология и гидрогеология заставляют отказаться от покупки, но, к счастью, «безнадежные» варианты — большая редкость.
Предварительную, так сказать любительскую, геологоразведку (то есть бурение нескольких скважин по 1,5–2 м) имеет смысл провести еще на стадии выбора участка — при помощи садового бура с удлинителем. Это не панацея, но вероятность ошибки снижает.
По крайней мере, вы сможете выявить такие «болезни», как многометровый торфяник (не есть хорошо) и высокий уровень грунтовых вод (тоже проблема). Далее следует отправиться в гости к будущим соседям и посмотреть, пользуются они скважинами или берут воду в колодцах.
Идем в разведку: колодец или скважина?
Если участок совсем новый, а к строительству еще не приступали — самое время поискать воду. Для начала необходимо обследовать соседские источники водоснабжения. Если это скважины, то желательно выяснить, каковы их глубина, лимит (то есть водоотдача) и возраст.
Приходилось ли их чистить, да и вообще, были ли проблемы? Если речь идет о колодце, следует узнать его глубину, уровень и как быстро он наполняется после откачивания и не пересыхает ли в разгар лета.
Следующая серия вопросов, которые придется задать, касается качества воды: не образуется ли осадок при кипячении или отстаивании? Проводился ли анализ воды, каковы его результаты?
Если вы «первопроходец» и вокруг нет ни соседей, ни скважин, ни колодцев, — задача усложняется. Гидрогеологические карты масштаба 1:50 000 с обозначением глубины залегания подземных вод есть у представителей компаний, занимающихся бурением скважин.
Однако рассчитывать на них не стоит: картографические материалы изобилуют «белыми пятнами», а поскольку составлялись они еще в советское время, причем для нужд обороны, мелкие скважины и колодцы не рассматривались картографами в качестве возможных источников централизованного водоснабжения. Поэтому скважина в плохо изученном специалистами районе — всегда риск.
Скорее всего, первопроходцу предложат остановить выбор на колодце, но копать его, что называется, наугад, вслепую — неразумно. Даже если вокруг воды залейся, вы можете «промахнуться» с водоносной жилой либо наткнуться на непреодолимые препятствия в виде камней или плывунов.
Выбрать место для колодца поможет разведочное бурение. Только оно позволяет установить наличие больших камней, плывунов и, самое главное, глубину и ширину водоносного слоя.
Приглашенный геолог напишет подробное техническое задание для бригады, в котором будет указано количество и тип колец, а также изложены рекомендации по строительству (открытый или закрытый способ прохождения шахты, конструкция донного фильтра). Услуга эта (разведочное бурение на глубину до 6 м) в прошлом сезоне в нашем регионе стоила 4–5 тыс. руб.
Недешево, но, «промахнувшись», вы теряете гораздо больше. Заставьте специалиста, занимающегося геологоразведкой, пробурить несколько скважин в разных точках участка. И не спешите отпускать его, специально приехавшего в ваш дальний массив, не получив подробную информацию о характере грунтов (пригодится при выборе типа и конструкции фундамента) и рекомендаций по строительству канализационного септика.
Теоретически вода может быть везде, однако водный горизонт проходит на разной глубине, и если удается найти не стоячую воду, а движущуюся в грунтах (жилу), — полдела сделано. Такая вода, как правило, чище, и колодец будет заполнять быстрее.
Некоторые уважаемые геологи определяют жилу, используя методы биолокации (ходят по участку с рамкой), другие, не менее уважаемые, — категорически отрицают этот метод. Однако есть косвенные признаки близости подземных течений, например постоянный туман, скопление мошкары, заросли осоки (часто можно обнаружить, что болотная растительность распространяется по территории в виде полос и клиньев, как бы указывая русла подземных речек).
Жилу также можно «вычислить» по расположению соседских колодцев: возьмите карту или план поселка и нанесите на него одним цветом удачные, другим — не слишком удачные колодцы, отметьте заросли осоки и сырые места. Иногда удается выявить закономерности, позволяющие проследить жилу. Но для «репрезентативности» таких точек должно быть довольно много.
Теперь несколько слов и о скважинах. Скважины бывают «на песок» (мелкого заложения — до 30 м), питающиеся теми же грунтовыми водами, что и колодцы, а также глубокие — «на известняк».
Есть в Ленобласти домовладельцы, которым повезло, и в их распоряжении практически неограниченные запасы чистой воды из неглубоких скважин 12–25 м, надежно защищенных сверху толщей глины. Если кратко обобщить опыт сооружения скважин, то получится, что приблизительная глубина бурения на юге области — 40–60 м, на юго-западе — до 60 м, на юго-востоке — до 80 м, на севере, северо-западе и северо-востоке — от 100 до 200 м. На Карельском перешейке рекомендуют доходить до гдовского горизонта.
Чистить или не чистить?..
Ответим на этот вопрос сразу: почти наверняка как скважинная, так и колодезная вода потребует дополнительной очистки. Глубина скважины не является залогом соответствия воды санитарным нормам.
Бич неглубоких — техногенные загрязнения, артезианских — избыточная минерализация. Химический и бактериологический состав колодезной воды нестабилен в течение года — весной, во время паводков и подтоплений, а также под занавес жаркого лета качество ее может снизиться. Общая проблема всех водных источников Ленобласти — высокое содержание железа и марганца, которое «лечится» довольно дорогими системами фильтрации и водоочистки.
Специалисты лабораторий «Роспотребнадзора» (по старинке их еще называют СЭС) утверждают, что вода, без доочистки пригодная для питья, в наших краях большая редкость. И это плохая новость. Хорошая — практически любую воду в нашей местности, богатой водными ресурсами, посредством вполне доступных фильтрационных установок можно очистить до качества питьевой.
Однако подбором фильтров должны заниматься специалисты. Причем, чтобы исключить вероятность «гипердиагностики», на основании которой вам продадут дорогие и не всегда необходимые изделия, анализ воды на соответствие строгим российским санитарным нормам должны выполнять независимые от этих специалистов лаборатории.
И еще. Походом в лабораторию с пятилитровой канистрой дело не ограничится. Во-первых, однозначно придется заказать два анализа: химический и бактериологический; и как правило, в разных лабораториях.
Во-вторых, бактериологический анализ колодезной воды необходимо делать регулярно, как минимум, раз в год. Но это тема отдельной публикации, и забегать вперед не будем.
Септик или ЛОС?
Центральная канализация в районах частной застройки, в особенности дачной, — большая редкость. Для подавляющего большинства вводимых в эксплуатацию частных домов и дач устройство локальных очистных сооружений (ЛОС) — практически безальтернативное решение.
Но что делать, если рядом озеро, речка или соседский участок? Как не «отравить» расположенный тут же, на ваших нескольких сотках, колодец?
За последние годы локальные очистные сооружения прошли эволюционный путь от самодельных септиков и выгребных ям до установок биологической очистки, получивших многочисленные патенты и сертификаты. Это готовые решения, над созданием которых поработал не прораб на стройке, а целая армия инженеров.
Прорабская «самодеятельность» в этом вопросе чаще всего оказывается затратным и не слишком приятным экспериментом. Главное, что должен усвоить будущий домовладелец, это то, что септики из пластиковых емкостей или бетонных колец — уже позавчерашний день.
Но почему-то, отказываясь от необходимых изысканий и игнорируя категорические протесты специалистов, сегодняшние самозастройщики упорно приобретают вместе с колодезными кольца для канализационных септиков (в обиходе их называют сливными колодцами). Между тем к лицам, виновным в загрязнении окружающей территории стоками, могут быть применены серьезные меры административного воздействия.
Итак, «классический» септик с полем подземной фильтрации требует почти идеального с геологической точки зрения грунта: песчаного, с хорошими фильтрующими свойствами и глубоким залеганием грунтовых вод. Вариант, прямо скажем, для нашего региона совершенно нетипичный.
Во всех остальных случаях на помощь домовладельцу приходят компактные установки биологической очистки заводского изготовления. Специалисты инжиниринговых компаний, предлагающие такие изделия, должны учесть интенсивность и характер эксплуатации, а также геологические и гидрологические условия на участке строительства.
Ориентирование на местности. Как расположить?
Итак, приступаем к решению главной задачи: как расположить колодец (скважину) и септик относительно друг друга и строений. Практически все уже знают, колодец должен находиться не ближе 20 м от септика, а септик — как минимум в 5 м от строения.
Но для маленького участка такая задача порой просто невыполнима. И к тому же сказанное — давно не аксиома. Во-первых, в отличие от постоянно «подтравливающих» септиков из бетонных колец, современные ЛОС биологической очистки герметичны.
Энергозависимый агрегат, в который сточные воды поступают самотеком (за счет наклона трубы), как раз нежелательно удалять от строений. Гораздо важнее как можно дальше отнести точку сброса воды — в сточную канаву, в расположенный на безопасном расстоянии сливной колодец, на поле фильтрации либо в дренажную систему.
Задача существенно усложняется, если участок низкий и воду отводить некуда. Спасают дополнительные дренажные насосы, интегрированные в систему ЛОС, накопительные колодцы и отводные трубы, защищенные от промерзания греющими кабелями.
Но чем сложнее система, тем больше в ней точек, требующих профессионального контроля и обслуживания. И не следует забывать, что в течение двух-трех месяцев после сдачи в эксплуатацию (либо после долгого перерыва в работе, например зимнего) водоочистные установки «выходят в режим очистки», то есть выдают плохо очищенные стоки.
При выборе места под колодец необходимо учитывать великое множество факторов. О первом и самом важном (наличии воды) мы уже сказали.
Но придется учитывать и близость к точкам водоразбора (если попросту: чем ближе к дому — тем короче трубы и меньше возможных точек промерзания, которые необходимо «страховать» греющими кабелями), и удаленность от компостных куч, соседей, их туалетов, канав, дорог, стоянок транспорта и прочих потенциальных загрязнителей. Кроме того, территория вокруг колодца не должна затапливаться талыми водами. И колодец на горке, несмотря на то что не удастся «сэкономить» на кольцах, — рациональное решение.
«Особо тяжкие» случаи (свалки, скотомогильники, топливохранилища близ участка) рассматривать не будем. Здесь вариантов всего два: центральный водопровод и отказ от покупки участка.
В службах санэпиднадзора, куда вы обратитесь, чтобы сделать анализ воды, вам дадут памятку, предписывающую создать вокруг колодца трехметровую санитарно-защитную зону, «глиняный замок» и отмостку, а также регулярно, два раза в год (весной и осенью), производить полную откачку воды и чистку стенок колодца хлорсодержащими препаратами.
Для скважин, в особенности глубоких, соседство бытовых загрязнителей не столь критично. Некоторые дачевладельцы бурят скважину в доме или бане на стадии строительства фундамента. Это удобно: не надо утеплять оголовок, да и вода поступает прямо в дом.
Однако специалисты не приветствуют такое решение: скважина получается «одноразовая» и не ремонтопригодная. При заиливании придется бурить другую — уже не под крышей.
В любом случае, самое правильное решение «ребуса» с колодцами, септиками и скважинами — проектирование наружных сетей водоснабжения и канализации до начала строительства, с учетом всех рассмотренных тонкостей и санитарных требований надзорных органов.
Филипп УРБАН
Интерьер загородного дома – www.zagorod.spb.ru