Вчера в Благовещенске премьер Михаил Фрадков занимался проблемой ЖКХ, которая зимой для Дальнего Востока, как и для многих других российских регионов, превращается в проблему выживания. Суровый климат премьер почувствовал на себе: из-за сильного снегопада он так и не смог принять участие в церемонии запуска четвертого энергоблока Бурейской ГЭС. Но в здании администрации Амурской области было достаточно тепло, чтобы провести совещание по ситуации в ЖКХ Дальневосточного ФО. Амурская область даже здесь среди отстающих: хотя минимально необходимые запасы угля и мазута в области сделаны, но большинство из 142 предприятий ЖКХ находятся на грани банкротства.
Дискуссия пошла по традиционному пути поиска виновных. Премьер указал на ответственность областных властей, но губернатор Леонид Коротков напомнил, что и центр не спешит с выполнением своих обязательств – задерживает перечисление субсидий на нужды ЖКХ области. Правда, у центра своя логика: прежде чем претендовать на федеральные субсидии, регион должен решить проблему долгов своих граждан и предприятий перед коммунальными службами. В Амурской области это не сделано – за услуги ЖКХ население задолжало более 700 млн. рублей. Из-за этого уже сами коммунальщики оказываются в долговой яме.
Впрочем, и премьер, и сопровождавшие его чиновники признали, что подобная ситуация типична для Дальнего Востока и России в целом, поэтому решать ее будут на федеральном уровне. Как сообщил министр регионального развития Владимир Яковлев, до конца ноября его ведомство вместе с Минфином внесет в правительство законопроект «О финансовом оздоровлении предприятий и организаций ЖКХ”. Сейчас, по словам Яковлева, кредиторская задолженность предприятий ЖКХ достигла 315 млрд. рублей, и поэтому около 53% их доходов уходят на обслуживание задолженности. Новый закон предполагает реструктуризацию долгов ЖКХ и частичное списание пеней и штрафов. Точные параметры реструктуризации министр не назвал, однако предупредил, что условием “оздоровления” должны стать реформы. Малый и средний бизнес должен получить доступ к управлению “находящимися в полуобморочном состоянии” муниципальными и государственными унитарными предприятиями в сфере ЖКХ. Еще одно условие реструктуризации – не накапливать новых долгов, но это не так просто, ведь ежегодно предприятия коммунальной сферы недополучают 100-110 млрд. рублей из-за существующих льгот и субсидий для населения. Поэтому, сделал вывод Яковлев, нужно наконец перейти к адресному предоставлению льгот только тем, кто в этом действительно нуждается.
Правда, обещая реформы и приход частного бизнеса в ЖКХ, правительство тут же ставит перед собой прямо противоположную задачу – взять под жесткий контроль рост коммунальных тарифов, то есть как раз снизить инвестиционную привлекательность отрасли. Чиновников можно понять: для них сейчас главная задача – борьба с инфляцией. Скачок коммунальных тарифов более чем на 30% с начала года стал одной из причин ее ускорения: за 10 месяцев этого года инфляция достигла 9,2% при официальном прогнозе на год 10%. По словам Яковлева, в следующем году нельзя допустить роста цен на услуги ЖКХ более чем на 15-20%. Для этого Минэкономразвития поспешно разрабатывает еще один законопроект – он позволит федеральному центру напрямую контролировать процесс установления тарифов, за которые сейчас отвечают региональные власти. Как в таких условиях будет проводиться обещанное финансовое оздоровление ЖКХ, Яковлев так и не пояснил.
На жилищную программу государство потратит 640 млрд. рублей
Накануне праздников Минрегионразвития внесло в Минэкономразвития доработанный проект ФЦП “Жилище” на 2006-2010 гг. Это основной элемент национального проекта по созданию рынка доступного жилья. Общий объем расходов в рамках программы оценивается в 640 млрд. рублей. На первом этапе (2006-2007 гг.) будет потрачено 212,9 млрд. рублей, из них 86,1 млрд. – прямые расходы федерального бюджета, а остальное – расходы регионов и госгарантии. В рамках ФЦП будут действовать четыре подпрограммы: “Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой”, “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе», а также «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», предполагающая предоставление жилья сотрудникам силовых ведомств, беженцам и переселенцам с Крайнего Севера.
Источник: http://www.gzt.ru