Бетон является одним из самых распространённых строительных материалов в современном строительстве. Без его использования сложно представить себе возведение высотных зданий и сооружение мостов большой протяжённости. Но обычный бетон обладает одним недостатком — он нуждается в принудительном уплотнении для удаления из заливаемой смеси воздуха и тщательного заполнения формы. Осуществляется, как правило, это несколькими способами: вибрацией, прессованием, трамбованием и прокатом. Но это дополнительная операция занимает время, и не всегда легко осуществима, и достаточно эффективна ввиду сложности возводимой конструкции или предъявляемых к ней требований.
В 90-х годах XX века в Японии, в стенах Токийского университета, было найдено очень эффективное решение вышеназванной проблемы. Учёными этого университета был изобретён самоуплотняющийся бетон. И уже к 2000-му году в «страна восходящего солнца» производила 400 тысяч кубометров этого стройматериала для изготовления железобетонных изделий и строительства.
Основные преимущества самоуплотняющегося бетона перед обычным вибрационным бетоном заключаются в его более высокой пластичности, подвижности смеси при заливке даже конструкций с очень густым армированием. Соответственно опадает необходимость в дополнительном уплотнении, что позволяет сэкономить массу времени, а в конечном итоге и средств.
Есть у этого материала и недостатки. Использовать его можно только при плюсовых температурах. Такой бетон довольно требователен к условиям транспортировки (известны примеры, когда производство бетона налаживалось прямо на строительной площадке, чтобы избежать таких проблем), более дорогостоящий, и при проведении работ с ним требуется довольно высокая квалификация персонала по сравнению с обычным вибробетоном.
Сегодня бетон таких марок широко применяется во всех строительных сферах, в том числе и при подводной укладке бетона, используемой при строительстве опор мостовых конструкций.