В рамках II международной конференции «Модернизация жилищно-коммунального комплекса России» в Ленэкспо обсуждали процесс перехода к новому способу управления ЖКХ.
Проблемы ЖКХ и функционирования нового Жилищного кодекса волнуют не только хозяйственников и простых людей, которые по большей части плохо читают законы. За исправление ошибок и анализ существующего хозяйства принялись законотворцы и чиновники, а вопрос ребром поставил сам президент. «По имеющейся у меня информации, здесь возникают определенные проблемы», – сказал Путин на встрече с председателями Конституционного и Высшего арбитражного судов, сообщал Интерфакс в октябре.
Основным итогом 2004 года стало уменьшение доли государственной собственности в жилищном фонде. Промежуточные результаты на июль 2005 года говорят о том, что в Петербурге государство уже перестало быть преобладающим собственником жилья. В некоторых районах доля государства в жилищном фонде менее 20% (Центральный, Адмиралтейский (на сегодняшний момент в районе создано 88 товариществ, которые управляются различными компаниями), Петроградский, Василеостровский). Наименее приватизированы спальные районы, особенно Фрунзенский, но и здесь доля приватизированного жилья уже более 50%.
В принципе управлением в городе занимаются и государственные и частные компании. Это 46 предприятий «Жилкомсервиса», 16 акционированных ГУП. Также этим бизнесом могут заниматься все – от ОАО до ООО, включая частных предпринимателей без образования юридического лица. Управлять хозяйством могут и крупные ТСЖ (на несколько домов или кварталов). Таких в городе 4 штуки.
Результаты первых открытых конкурсов таковы, что из 88 выставленных лотов 59 выиграло ОАО Жилкомсервис (67%), 17 – досталось управляющим компаниям (20%), 9 участков (10%) перешло к ОАО (преобразованным ГУП), а оставшиеся 3 (3%) относятся к ГУП («Парголово» и «Прогресс», которые еще пройдут преобразование). Юридическое лицо на эти дома одно, финансовые потоки не перемешиваются, существует возможность привлечения дополнительных средств как на юридическое лицо в целом, так и на отдельно взятые объекты.
Основными проблемами в этом процессе остаются изношенность жилищного фонда и несформировавшийся рынок управляющих компаний, который возник только с 1 января 2005 года. Что касается обратной связи, то количество обращений и жалоб на коммунальное обслуживание в 2005 году уменьшилось почти в два раза. На прежнем уровне остались обращения по поводу неисправности лифтового оборудования, по остальным позициям уменьшение составило от 40 до 80%.
Слухи о том, что население не имеет возможности обслуживать жилищный фонд, сильно преувеличены, заявил Олег Вихтюк, начальник Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга. Просто нужно изменить психологию людей: мое жилье не ограничивается входной дверью в квартиру, моя собственность – это весь подъезд и весь дом. Создание ТСЖ, как один из способов управления, на его взгляд, наиболее эффективен, поскольку учредителем такого юридического лица являются сами собственники.
А значит, они могут в полной мере реализовать свои права, при этом возложив на себя соответствующие обязанности. Они имеют возможность реального контроля над состоянием своего жилья и при этом совершенно свободны в выборе организации, которой будет заказан перечень услуг, где правила игры будут прописаны при непосредственном участии государства.
При проведении собственного сравнительного анализа способов управления ЖКХ, Сергей Филимонов, генеральный директор ООО «Центр правовой поддержки ЖСК, ТСЖ, ЖКХ», в прошлом опытный руководитель ЖСК, также пришел к выводу, что наиболее экономически выгодным способом является ТСЖ. Однако экономику в этой системе отношений еще предстоит создать и укрепить, а также разработать механизмы капитализации отрасли.
В практике создания ТСЖ есть свои тенденции, они же парадоксы. Казалось бы, быстрее со способом управления должны определяться новые дома в спальных микрорайонах, чтобы жить в них стало еще лучше, а собираемые средства не уходили на поддержание других домов. Однако ситуация такова, что первыми ТСЖ стали создаваться в старом фонде, где требуется капитальный ремонт. Видимо потому, что как только дом определяется с обслуживающей организацией, его сразу же включают в городскую адресную программу по капитальному ремонту. Постепенно город переходит от полного финансирования комплексного капитального ремонта жилья к частичному с привлечением капитала собственников. Более того, это самый оптимальный способ узнать реальное состояние своего здания и его инженерных сетей, считает Вихтюк.
Происходящий в данный момент процесс создания ТСЖ говорит о том, что увеличивается количество домов, в которых «моя квартира и мой подъезд» перерождаются в категорию «мой дом». В Петербурге это около 23% общей площади жилищного фонда.
Источник: http://news.stroybm.ru