Согласно словарю Даля: “гардины” означают “занавески”, а “портьеры” – “дверницы”, то есть занавески для дверей. И те и другие – гостьи из Франции. А вот “шторы” или правильнее “сторы” имеют родные корни и представляют из себя “прямой и гладкий подъемный оконный занавес”. Вот такими, оказывается, были предшественницы многообразных, от простых до невообразимо замысловатых, современных оконных драпировок.
Но независимо от конструкции, шторы выполняют двойную функцию: защищают от уличного холода и сквозняков и украшают окно, создавая для него своеобразную раму, как для картины.
С появлением новых технологий изготовления оконных рам, когда первая функция становится все более неактуальной, основной становится функция вторая – шторы являются одной из главных декоративных составляющих интерьера. Но, несмотря на почти герметичные рамы, сезонные тенденции все же существуют: весной лучше раскупаются яркие и легкие хлопковые и льняные ткани, а зимой пользуются спросом шенилл, мохер и толстые ткани. Продиктовано это скорее не желанием сохранить в доме тепло, а стремлением к гармонии – когда за окном метут метели “утепленное” обрамление выглядит логичнее.
В разных странах декорирование окон имеет свои особенности: конструкции штор, материалы и рисунок связаны с климатом страны, ее историческими и культурными традициями. Так в Индии, Китае, Франции и Италии традиционно производились шелка, в Англии и Шотландии – шерсть, в Средней Азии и Америке – хлопок, в России – лен.
Традиционные рисунки тканей тоже имеют свои национальные особенности: цветочные букеты в Англии, клетка в Шотландии, полоска и геральдические мотивы во Франции, восточные арабески в Испании, и пестрый ситчик в России. Эти веками проверенные расцветки украшают “исторические” интерьеры соответствующих стилей и классические интерьеры.
Сегодня наблюдается тенденция к укрупнению рисунка, используется и ручная роспись ткани или роспись по индивидуальным рисункам на заказ. Но мелкие “нежные” рисунки не вытеснены: горошек, крапинка, узкая полоска, цветочек. Разнообразные цветочные композиции по-прежнему популярны, особенно в обстановке в английском стиле или в романтическом “кантри”.
Но широко используются и геометрические и абстрактные рисунки: треугольники, спирали, ломаные линии, а также на мотивы произведений Матисса и Пикассо. Такие рисунки очень органично вписываются в современные технологичные интерьеры из стекла, металла и пластика.
Новая тенденция – использование фактуры как рисунка, стала возможна за счет использования специальной обработки смесовых тканей – травления, когда создается эффект прозрачных вставок. Прием используется как в однотонных, так и в тканях с рисунком. Еще одна сложная техника – резиновая накатка. Когда в ткань “вплетается” узор из резиновой нити. Очень эффектно такой прием смотрится на тюле, который вешается перед тяжелой шторой и рисунок проступает на ее фоне, придавая в тоже время плотной ткани объем.
Среди синтетических материалов для производства шторных тканей по-прежнему лидируют полиэстер и вискоза, используются также добавки к ним из хлопка и льна. Такие шторы хорошо драпируются и не требуют специального ухода.
Но возрастает интерес дизайнеров к фактуре и поверхности ткани. Ткань перфорируется лазером, при этом обожженный край отверстия сохраняет прочность. Используется специальная химическая обработка, придающая ткани мятый вид. Она может менять цвет – начинает переливаться и мерцать. Появились двойные ткани, а между их слоями продергиваются золотые или серебряные нити.
Но особой популярностью пользуются по-прежнему сетки, яркие, разнообразных цветов, а когда при их плетении используются полиэстеровые волокна – сетка приобретает блеск. Но если для производства используется металлизированная нить, то сетка, напоминающая тонкую металлическую проволоку, смотрится очень стильно в современных технологичных интерьерах. Как и недавняя новинка – тонкий цветной флизелин, напоминающий мерцающий на окне иней, который при всей своей воздушности, достаточно прочен.
Из натуральных материалов становится очень популярен лен, и в ближайшее десятилетие предполагается, что интерес к нему сохранится. Многие зарубежные фабрики выпускают льняные коллекции, ведь на Западе лен – признак экологичного жилища и стоит достаточно дорого. Но в чистом виде, лен используется редко, чаще – с различными добавками, улучшающими его свойства. Например в смеси с лавсаном ткань приобретает легкость, блеск и не мнется. В лен часто вплетают золотые нити, такая роскошная ткань украсит гостиную, а льняные шторы с мережкой или вышивкой – кухню или дачу. Лен, помимо экологичности, красив, практичен и многообразен: его сплетают с цветными хлопковыми нитями, создают разреженную сетку, обрабатывают лазером, вставляют полиэтиленовые вставки. Обработанный соответствующим образом, лен впишется практически в любой стиль: от осовремененной классики до минимализма.
Сегодня вновь, как и несколько веков назад, украшением дорогих интерьеров становится восточная роскошь шелка, бархата и парчи. Такие шторы, как правило, тяжелые, имеют много складок, украшены бахромой, кистями, отделаны по краю широкой тесьмой в тон ткани, имитирующей вышивку.
Французы первыми в Европе, а в след за ними и итальянцы, овладели китайскими секретами производства шелковых тканей. Технология с тех пор, конечно, изменилась, но роскошь натурального шелка, его неповторимый блеск остались неизменны.
Французские портьерные шелка имеют несколько особенностей: умеренная и благородная цветовая гамма (итальянский шелк более яркий) и высокая плотность ткани, французы прозвали свой шелк “стоячим”. Складки на таких шторах не меняют форму, их красиво укладывают на пол. Драпировки из шелка обычно не предназначены для ежедневного передвижения по карнизу, их “сажают” на подкладку, предохраняя тем самым от падающего от окна солнечного света. Дорогой шелк лучше не тревожить: он предназначен для украшения интерьера и со своей ролью отлично справляется, как, например, шелковые золотистые шторы, украшенные кистями прекрасно гармонируют с витражами, придавая интерьеру изысканность и шарм.
Для антикварных интерьеров специально производятся ткани, воссозданные по старинным рисункам и технологиям, затем их искусственно старят. И современный шелк, имитируя старинную ткань, может выглядеть как потускневший и протершийся от времени. Шторы из таких тканей украшают антикварные интерьеры, являясь их органичным дополнением.
Нельзя не вспомнить и о тканях для штор в детских. Здесь традиционно популярны натуральные ткани или вискоза. А в рисунках преобладают зайчики, мишки, кораблики – это для детей до пяти лет. В комнатах подросших детей уместны ткани с морскими мотивами, с рисунками в виде старинных географических карт, силуэтами городов.