Что может быть романтичнее вечера при свечах с таинственно искрящимся холодным шампанским? А если свечи приходится зажигать по причине очередного отключения электроэнергии, шампанское в холодильнике давно нагрелось, а салат из крабов приобрел какой-то странный аромат?
Впрочем, такое возможно сегодня лишь у самых непредусмотрительных из тех, кто проживает в коттеджах или на дачах. Большинство уже обзавелись аварийными, или, как правильнее говорить, резервными источниками электроэнергии еще на этапе строительства своего дома.
Чаще всего для “домашних электростанций” используются недорогие и удобные в применении бензиновые генераторы. Сразу предупреждаем тех, кому нужны мощные агрегаты в десяток киловатт и выше: бензогенераторы лучше не покупать, для этих целей служат дизельные и газопоршневые варианты установок.
Зато легкий и компактный бензогенератор не нуждается в специальном топливе и для него подходит обычный бензин, который всегда имеется в баке вашего автомобиля. Да и стоит такой генератор раза в два-три дешевле аналогичного дизельного.
Покупая бензогенератор, решите, какая мощность вам необходима. Например, сверхкомпактный и легкий генератор мощностью до 1 кВт, снабженный двухтактным бензиновым двигателем и незаменимый на рыбалке, вряд ли окажется полезным при электроснабжении даже небольшого коттеджа. К тому же двухтактные двигатели почти наверняка создадут проблему с их запуском в зимнее время. Поэтому лучше выбрать четырехтактный двигатель, свободный от указанных недостатков.
Просуммировав мощность основных потребителей электроэнергии, не забыв про телевизор и холодильник, определите суммарную их мощность. Умножив полученную цифру на 1.5, вы определите требуемую мощность бензоэлектростанции. Практика показывает, что в большинстве случаев для резервного или аварийного питания коттеджа среднего размера вполне достаточно бензогенератора мощностью 5-6 кВт.
Кстати, обязательно учтите, что время, которое генератор работает на максимальной мощности, не должно превышать 10% от всего времени работы генератора и, если есть возможность, приобретайте генератор с запасом по мощности.
Покупая бензогенератор, обязательно поинтересуйтесь его моторесурсом. Например, дешевые двигатели с алюминиевым блоком и боковым расположением клапанов гарантированно проработают лишь 500 часов. Те же двигатели, но с чугунными гильзами в цилиндрах, рассчитаны уже на 1500 часов. Если этого недостаточно и вы желаете иметь электростанцию с еще большим моторесурсом (приближенным к ресурсу дизеля), придется раскошелиться на двигатель в промышленном исполнении, подобный автомобильному, с верхним расположением клапанов и подачей масла к деталям под давлением. Кстати, такие двигатели еще и очень экономичны, а также практически бесшумны.
В бензоэлектростанции, кроме двигателя, установлен и собственно генератор переменного тока, синхронный или асинхронный. С точки зрения потребителя эти типы практически равноценны, но если требуется подключение мощных нагрузок, например, электроинструментов, синхронный все же предпочтительнее.
Все мини-электростанции, за редким исключением, выдают переменный ток с частотой 50 герц, однофазный (220 вольт) или трехфазный (380 вольт). Если трехфазных потребителей нет, можно ограничиться покупкой однофазного бензогенератора. При этом имейте в виду, что в большинстве трехфазных генераторов предусмотрен отдельный выход однофазного напряжения в 220 вольт 50 герц, что расширяет его возможности. Трехфазные генераторы стоят только в “старших” по мощности моделях.
Обязательно обратите внимание на тип электропроводки в вашем коттедже, лучше всего, еще на этапе ее проектирования. Если разводка трехфазная, а для аварийного электроснабжения предполагается использовать однофазный генератор, предусмотрите, чтобы все важнейшие потребители были подключены к одной фазе.
Все мини-электростанции снабжаются системами запуска и блоками контроля, обеспечивающими нормальную работу бензогенератора.
Запуск производится с помощью электрического стартера, а если такового нет – вручную. Оба вида запуска максимально надежны и гарантируют успешный пуск даже в холодное время.
Бензогенератор имеет защиту от атмосферных осадков, но все же лучше его эксплуатировать в помещении. Учтите, что частый запуск двигателя при 30-40 градусном морозе хоть и возможен технически, но приводит к быстрому износу двигателя. Поэтому желательно, чтобы бензоэлектростанция была установлена в помещении, не допускающем сильного охлаждения агрегата. К сожалению, уровень шума бензоэлектрогенератора, особенно при максимальной нагрузке, делает нежелательной его установку прямо в доме. В крайнем случае, можно приобрести электростанцию с улучшенной шумоизоляцией и специальным высокоэффективным глушителем, но стоимость таких бензогенераторов очень высока. Уход за бензогенератором несложен и сводится к проверке уровня и замене масла, а также к регулярной подзарядке аккумулятора.
Сегодня на рынке бензогенераторов стало довольно тесно, так как в последнее время там появилось много новых изделий, в основном из Японии и Китая. Качество их продукции довольно высокое. Но часто не учитывается специфика России, в первую очередь, низкое качество нашего бензина и ГСМ. Поэтому все же более надежным считается приобретение бензоэлектростанций у тех, кто работает у нас давно, и к продукции которых нет нареканий от наших соотечественников. Старейшей из таких фирм является компания SDMO, более 10 лет поставляющая в Россию бензиновые и дизельные электростанции.
Сам концерн был основан еще в 1966 году, а в 1995 было подписано первое партнерское соглашение между Россией и SDMO. Сегодня продукция SDMO распространяется в России через хорошо налаженную дилерскую сеть, гарантирующую высокий уровень сервиса SDMO в любой точке России, от Калининграда до Южно-Сахалинска. Важнейшим принципом, лежащим в основе стратегии фирмы при выпуске электрогенераторов, является жесткий контроль качества технологического процесса на всех этапах производства. Об этом свидетельствует Сертификат, подтверждающий соответствие системы управления качеством производства в SDMO, требованиям международных стандартов ISO9001.
Резервные электрогенераторы SDMO надежно обеспечивают электропитанием даже системные комплексы космодромов и аэропортов. Поэтому они будут верой и правдой служить долгие годы и вам, решая любые проблемы подачи электричества, которые с завидной регулярностью создаются нашими энергетиками.
В целом, постарайтесь отнестись к выбору бензоэлектростанций очень серьезно. Только в этом случае вы навсегда застрахуете себя от неудобств, связанных с неизбежным периодическим отключением электроэнергии.
Компактный однофазный 2.2-киловаттный бензогенератор Gesan G 3000 H с двигателем “Honda”. | Мощный 4-киловаттный однофазный бензогенератор Gesan G 5000 H с двигателем “Honda”. |
Компактный 5.6-киловаттный трехфазный бензогенератор Gesan G 7 TF H с двигателем “Honda”. | Надежный однофазный бензогенератор профессионального класса SH 3000 мощностью 2750 ватт, допускающий интенсивную эксплуатацию (на строительной площадке, для питания электроинструментов) c увеличенным временем автономной работы. |
Мощная 3-фазная бензоэлектростанция профессионального класса мощностью 6 кВт для интенсивной эксплуатации c увеличенным временем автономной работы и электрическим запуском. | Сверкомпактный бензогенератор Zephir 950 с двухтактным двигателем в шумоизолирующем кожухе для питания электрооборудования малой мощности (700 ватт). Идеален для туризма или небольшого дачного участка. |
Отечественный однофазный бензогенератор ВЕПРЬ АБП 2,2-230 ВХ. мощностью 2,2кВт с возможностью интенсивной эксплуатации на строительных площадках для питания инструмента. Предназначен для резервного электроснабжения при кратковременных отключениях электроэнергии. Оснащен профессиональным двигателем HONDA OHV. | Бензогенератор Энерго ЭА 6500 с увеличенным топливным баком и пониженным уровнем шума, мощность 5,8 кВт. Совместное производство Sawafuji Electric (Япония) и МНПО Энергоспецтехника (Россия). Генератор предназначен для систем резервного электроснабжения, но допускает интенсивную эксплуатацию на строительных площадках для питания инструмента. Реализован с учета требований эксплуатации в российских условиях и рассчитан на использование топлива и масел отечественного производства. |