Есть такие сегменты, где совместные усилия отечественных и иностранных производителей позволили полностью отказаться от импорта. Так, данные Росстата (ФСГС РФ) свидетельствуют о том, что внутренний спрос на теплоизоляционные материалы сейчас практически полностью удовлетворяется за счет отечественных производителей.
Впрочем, многие из них российскими являются только номинально. С начала 2000-х гг. такие известные европейские концерны, как Rockwool, Uralita (торговая марка Ursa), Knauf, Saint-Gobain (торговые марки Isover и Linerock), убедившись в растущем спросе на теплоизоляцию, покупали устаревшие российские производства и модернизировали их или же строили заводы «с нуля».
Строители отмечают, что теплоизоляционные материалы, выпускаемые в России на оборудовании и по технологиям западных компаний, по качеству ничем не отличаются от импортных. В то же время немало российских предприятий до сих пор работает на устаревшем оборудовании.
Вслед за популяризацией утеплителей на основе каменной (минеральной) ваты у строителей появился устойчивый интерес к другим материалам. «Минвата с высоким термосопротивлением, новые технологии защиты металлов от коррозии за счет нанесения полимерных покрытий – всё это позволило создать еще в прошлом веке такой уникальный строительный материал, как сэндвич-панели, – рассказывает Сергей Якубов, руководитель департамента «Фасадные системы и ограждающие конструкции» Группы компаний Металл Профиль, ведущего производителя кровельных и фасадных систем в России. – На сегодняшний день объем внутреннего производства сэндвич-панелей в России, их ассортимент и качество позволяют практически полностью отказаться от импортных европейских аналогов (даже после вступления в ВТО). Однако такие страны как Белоруссия, Украина, Турция, Корея, Китай способны выигрывать на тендерах со своими демпинговыми ценами.
И с этим нам предстоит серьезно разбираться, привлекая соответствующие органы, поскольку в законодательстве есть дыры, позволяющие этим странам проводить практически беспошлинные экспортные поставки. Иногда это просто недобросовестная конкуренция».
Также благодаря новым методам антикоррозийной защиты на основе полимерных покрытий сильный импульс получило национальное производство качественной металлочерепицы, фасадных систем и стального сайдинга. И по этим позициям российские производители составляют достойную конкуренцию импорту.