Каждое утро в исторический и деловой центр города, занимающий всего лишь 10% от всей территории Санкт-Петербурга, направлен основной поток выезжающих на работу автомобилистов – в центре расположено в 3 раза больше рабочих мест, чем на периферии.
Сейчас в городе насчитывается до 270-300 заторных перекрестков. В центре Санкт-Петербурга ежедневно скапливается от 13 до 20 тысяч машин, а припаркованный транспорт вдвое сужает проезжую часть.
Рост автомобилизации идет непредсказуемыми темпами: по оценкам экспертов, к 2010 году машин в Санкт-Петербурге станет вдвое больше. Больше станет и пешеходов – если оправдаются планы городские властей и туристического бизнеса по превращению Санкт-Петербурга в новый европейский туристический центр.
Именно этой тематике и был посвящен круглый стол “Проблема транспортных потоков в центре города: транспорт, пешеходы, парковки”, проведенный не так давно информационным агентством «Росбалт», на котором собрались независимые эксперты и представители нескольких комитетов городской администрации.
Решение транспортных проблем в центре города осложнено пространственными ограничениями – расти вверх и вширь не позволяют градостроительные нормы. По данным КГИОП, на территории исторического центра сосредоточено более 4,5 тысяч объектов культурного наследия, которые занимают более 65% территории центральной части города и, по своей сути, являются основной составляющей исторической архитектурно-градостроительной среды. При объективных архитектурных ограничениях и с учетом планируемых запретительных мер припарковать автомобили на центральных улицах Санкт-Петербурга в ближайшее время будет невозможно. И, если за пределами центра, на новых площадях власти собираются обязать строителей включать паркинги в проекты жилых домов и бизнес-центров, то в центре все площади уже заняты.
Мировая практика градостроительства свидетельствует, что одним из наиболее эффективных путей решения транспортных проблем крупных городов, является комплексное освоение подземного пространства.
Несмотря на то, что Санкт-Петербург имеет значительные особенности в освоении подземного пространства (сложность инженерно-геологических условий), в городе накоплен богатый опыт подземного строительства в системе метрополитена, создания сети канализационных коллекторов, автотранспортных и пешеходных тоннелей.
Генеральная схема организации и использования подземного пространства была разработана еще в 1978 г. По ряду причин основные показатели этого документа к настоящему времени не реализованы. В 1995-1996 г. творческим коллективом, организованным Проблемным советом Академии технологических наук РФ, разработана концепция комплексного освоения подземного пространства Санкт-Петербурга до 2005 г. и на перспективу до 2025 года – в первую очередь, его исторической части.
Концепция предусматривает создание в подземной структуре города многофункциональных наземно-подземных и подземных комплексов и предлагает два пути их конструктивного решения и возведения. Один из них традиционный – с использованием для строительства этих комплексов территорий под проспектами и площадями.
Другой – более соответствующий инженерно-геологическим особенностям Санкт-Петербурга, предусматривает создание вертикальных подземных комплексов шахтного типа диаметром 35-45 м, опирающихся на кембрийские или протерозойские глины. Этот вариант позволит связать наземную застройку с подземной частью города и не ограничивать наземную часть комплекса по высоте там, где это возможно по архитектурным соображениям.
Так для южных и северных районов новостроек с благоприятными инженерно-геологическими условиями, подземное строительство под площадями и проспектами традиционным способом может оказаться вполне приемлемым. Что касается исторической части города и дельты Невы, то в этих районах освоение подземного пространства должно быть направлено вглубь и иметь пространственную подземную структуру, охватывающую по глубине зону размещения протерозойских глин.
А пока администрация города дискутирует, проблему парковок решает ГИБДД – не только силовыми методами, но и выдвигая различные предложения: по уменьшению тротуаров и снятию трамвайных путей. Так на сегодняшний день ГИБДД предлагает также построить 106 подземных переходов в центре Петербурга, что увеличит и пропускную способность узких петербургских улиц, и безопасность пешеходов.