Столичные власти вслед за правительством РФ отказались поддержать ликвидность строительных компаний и выкупать у них на аукционах готовое жилье.
Так, правительство Москвы четко дало понять, что выкупать у застройщиков на аукционах в этом году жилье город не намерен.
“От этой формы – приобретения у застройщиков готовых квартир через аукционы – в этом году мы откажемся”, – цитирует заявление первого заммэра Москвы Юрия Росляка, портал столичного стройкомплекса.
Первый заммэра сообщил, что вместо покупки готового жилья столичные власти планируют развивать строительство за счет бюджетных средств, а также средств населения в рамках городской социальной ипотеки.
“У нас сегодня появился целый ряд собственных городских площадок, на которых нам построить за свои деньги дешевле, чем, во-первых, дожидаться, когда будет построено готовое жилье, а во-вторых, когда будет проведена официальная процедура регистрации собственности”, – сказал Ю. Росляк.
Ранее, 13 марта, правительство РФ приняло решение отказаться от планов приобретения готового жилья и вложить средства эти средства (100 млрд. руб. в заказ жилья эконом-класса по сниженным ценам.
“Мы должны ориентироваться на цену в пределах 30 тыс. рублей за метр жилья эконом-класса. Те компании, которые не хотят с нами взаимодействовать – это их дело”, – заявил тогда первый вице-премьер России Игорь Шувалов.
Застройщики были готовы к такому решению
Эксперты считают, что такое решение не отразится на девелоперских компаниях и на рынке жилья Московского региона в целом.
Первый заместитель гендиректора ДСК-1 Андрей Паньковский считает, что такие меры города “не сильно повлияют на рынок”. “Все в той или иной степени были готовы к такому решению города”, – заявил он “ИФ-Недвижимости”.
С ним согласен директор аналитического-консалтингового центра “МИЭЛЬ” Владислав Луцков.
По его словам, до кризиса Москва ничего не выкупала, правительство размещало госзаказ на строительство, девелоперы выигрывали тендеры и строили на муниципальные деньги. “Правительство, устраивая аукционы, воспользовалось конъюнктурой рынка, тем самым, выполнив социальные обязательства, а с другой стороны поддержала стройкомплекс. Но в любом случае условия тендеров были, мягко говоря, очень жесткими”, – рассказал В.Луцков.
По мнению А.Паньковского взамен горбюджету придет федеральный бюджет. “Например, только Минобороны нуждается в 9 тыс. квартир для военных. Это огромные площади в Москве и Подмосковье”, – указывает он.
Нет продаж – опускайте цены
Эксперты рынка недвижимости считают, что отказ от выкупа жилья на аукционах также не повлияет на цены в московском регионе.
“В конечном счете, этот фактор мало значителен при влиянии на цены на жилье в Московском регионе”, – считает В.Луцков.
Те девелоперы, у кого были большие проблемы, уже успели поучаствовать в аукционах и продали определенное количество кв. метров ниже себестоимости, по сути, зафиксировав свои убытки по проектам, получили ликвидность и смогли покрыть кассовый разрыв, который во многом заставил идти на аукционы.
По мнению руководителя аналитического центра IRN Олега Репченко, с падением рынка на 30% в рублях с начала кризиса рынок понемногу начинает активизироваться и такое падение дает надежду застройщикам реализовывать жилье на рынке. По его словам, у девелоперов московского региона не такой большой объем жилья, чтобы они не могли его реализовать со временем на рынке, на что они и рассчитывают.
По мнению управляющего партнера девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate Омара Гаджиева, застройщикам чтобы подстегивать продажи необходимо опустить цены.
В конце прошлого года стартовая цена на аукционах по выкупу жилья составляла 65 тыс. рублей для московского жилья и 54 тыс. рублей – для жилья в Подмосковье.
По мнению О. Гаджиева, это был уровень рентабельности, который застройщики сами себе обозначили, значит, могли себе позволить, поэтому и согласились на такую цену. “Вот пусть сейчас и выставляют квартиры на рынок по этим ценам. Я уверен, их просто “сметут”, – сообщил О.Гаджиев.
Москве придется строить самой
Видимо столичным властям пришлось последовать за решением правительства России и отказаться от аукционов. Как считают эксперты, власти не смогли найти общий язык с девелоперами по ценам. Застройщики не готовы продавать жилье ниже себестоимости, а город видит возможность строить намного дешевле на собственных участках и на свои средства. Опять же у города есть возможность заняться и собственным девелоперским бизнесом.
“Москве придется строить самой. Это положительная тенденция, так как подобные аукционы вынимают коммерческое предложение с рынка в пользу социального, что не делает его более доступным для обычных граждан, не входящих в социальные программы”, – считает О. Репченко.
Что касается развития городских программ строительства социального жилья, то, по словам А. Паньковского, “это позитивный момент”. “Работа на городские бюджетные средства предполагает более прозрачные и эффективные отношения”, – говорит он.
По мнению О.Гаджиева, новая градостроительная политика, конечно, повлияет на первичный рынок жилья, где цены формировались спекулятивно, потому что не было дешевых предложений в силу особенностей московского рынка. “Если город начнет массово строить дешевое жилье, то у граждан появится возможность выбора, а у города – возможность решить ряд своих проблем”, – говорит он.
“Большой жилой мобильный фонд в собственности города позволит решить вопрос не только с сокращением очереди нуждающихся в жилье и его предоставлением льготным категориям граждан, но и решит проблему переселения людей из ветхого и аварийного жилья, создать отдельный фонд доходных домов. Иными словами, появляется много возможностей для реализации разных городских программ”, – рассуждает О.Гаджиев.
Так же, по его мнению, Москва, построив жилье по госзаказу в дальнейшем сможет реализовывать его очередникам с помощью субсидии, но не по коммерческой цене, а по себестоимости.
Очередники имеют право воспользоваться субсидией, которая составляет до 70% от расчетной стоимости строительства, то есть, по сути, от себестоимости. “Эта сумма – капля в море. Данной субсидии не хватало даже на 30% стоимости коммерческого жилья. Поэтому очередники у нас как стояли в очереди по 20 лет, так и стоят, размер такой субсидии не решал их проблем”, – рассказал О. Гаджиев.
Источник: http://www.interfax.ru