Каждая компания стремится достичь конкурентного преимущества в своей области. И во многих случаях логистическая цепочка скрывает в себе большие резервы оптимизации.
Однако эту проблему зачастую решают однобоко, упуская из вида то, что невозможно добиться значительных результатов, не настроив эффективно все процессы. Эта задача под силу квалифицированному специалисту, который знаком с современными логистическими технологиями.
Скорая помощь
Работает ли эффективно логистика, легко понять, задав себе несколько простых вопросов. Спросите себя: часто ли клиент жалуется на задержку поставок, трудно ли узнать в каком месте находится в данный момент партия товара, часто ли склад загружен излишками? Если ответ положительный, то надо задуматься о необходимости оперативного вмешательства квалифицированного логиста.
По подсчетам экспертов, компаний, имеющих эффективно работающую логистическую стратегию, не более 3-5%. Для остальных этот отдел по-прежнему выполняет лишь урезанные функции. При этом нерациональная организация процессов увеличивает логистические издержки российских компаний в общем объеме до 25%, в то время как эксперты называют оптимальной их величину в размере 10-12%.
Постепенно осознание значимости вопроса приходит к отечественным руководителям. Все чаще именно с подбора управляющего отдела логистики начинаются многие преобразования в компаниях, обоснованные сменой собственности, укрупнением, изменением схем работы.
Среди организаций, для которых эффективность данной службы стоит на первом месте, по мнению руководителя группы подбора персонала направления «Логистика. Таможня.
ВЭД» кадрового центра «ЮНИТИ» Ольги Симоновой, – производственные, дистрибуторские, транспортные компании. Совершая замену, собственники часто ждут чудесного преображения своего бизнеса, и, что удивительно, многие специалисты утверждают, что они способны на это. Дело в том, что в настоящее время в руках логиста целый арсенал средств для выведения компании на новый качественный уровень.
Во всеоружии
В течение последних пяти лет произошли серьезные трансформации в подходах логистики. Прежде всего, значительно расширился объем ее задач.
Дело в том, что логистический менеджмент уже давно не ограничивается классическими функциями, как складирование или транспортировка. В зону ответственности все больше интегрируются такие функции, как исполнение заказа, снабжение, планирование и контроллинг производства, а также ответственность за уровень качества обслуживания заказчика.
Зачастую именно интересы и удовлетворенность клиента являются первоочередными приоритетами в процессе преобразований. Михаил Селицкий, директор по логистике компании Ruukki (поставщик современных решений на базе металла для строительства и машиностроения), рассказывая о расширении сервиса клиентам путем организации прямых поставок продукции до складов клиентов, поясняет: «Для этого потребуется разработка маршрутов движения транспорта, переговоры с клиентами об оптимизации минимальных заказов.
Кроме того, необходимо обеспечить новые договорные отношения с перевозчиками. Для организации эффективной доставки мы будем использовать опыт FMCG (fast moving consumer goods) компаний, работающих на российском рынке».
Директор отдела по управлению цепочками поставок ООО «Филипс» (производство товаров, услуг и комплексных решений в областях: забота о здоровье, стиль жизни и технологии – Ред.) Жанетта Карелина дополняет список задач: «Понятие логистики непрерывно расширяется. Например, такое важное направление работы, как планирование спроса, все более интегрируется в понятие логистического цикла». По ее словам, в тот момент, когда бренд-менеджеру пришла в голову идея запустить новую модель в линейке товара, можно считать, что логистический цикл уже стартовал.
Таким образом, расширение функций логистики превращает ее в связующее звено для всех процессов, происходящих в компании. Поэтому управление ею осуществляется в соответствии с выбранной философией.
Она должна базироваться на реформировании всех бизнес-процессов, исходя из необходимости исключить неэффективное расходование ресурсов. Среди построенных на этом подходе – концепция канбан, предложенная японской Тойотой, концепция Lean Production (Бережливое производство), системы управления качеством CWQC (Company wide quality control) и TQM (Total quality manegment), 5S – система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины с участием всего персонала и др.
В основе большинства из них лежит стремление к качеству. Эта идея пришла из японского менеджмента и связана с концепцией Кайдзен, стержень которой – оптимизация процессов путем их ранжирования.
Однако в современных условиях, помимо теоретической основы, логистической системе требуется и практическая поддержка, которую обеспечивают информационные технологии. Большинство компаний приходят к необходимости внедрения информационной системы, так называемой «ERP-системы» (Enterprise Resource Planning), позволяющая управлять ресурсами предприятия.
В основе лежит организация единой базы данных о состоянии склада, производства и заказов, которыми может воспользоваться каждый сотрудник, имеющий определенный уровень доступа. При этом в самом современном ее виде присутствует два контура управления: внутренний, направленный на бизнес-процессы предприятия, и внешний, регулирующий взаимодействие с поставщиками и покупателями.
По мнению руководителя группы «Дистрибуция и SCM» компании Columbus IT Russia (ИТ-консалтинг – Ред.) Сергея Сидорова, уровень IТ-поддержки, который требуется и к которому готовы различные участники логистических цепочек, может существенно варьироваться в зависимости от размера предприятия, организации его бизнес-процессов, стратегических целей и ряда других факторов.
Но в любом случае автоматизация играет очень важную роль для результативного функционирования логистических процессов. По оценкам специалистов, эффект от ее внедрения только в систему управления запасами впечатляющий.
Сокращение расходов составляет не менее 40% от существующего месячного плана закупки. Предложений различных программных продуктов достаточно, среди них и складские программы автоматизации: SAP, Oracle Warehouse Management, WarehouseManager, Logistic Vision Suite и другие.
Они помогают эффективно организовать работу по формированию счетов, осуществлять поддержку документооборота. Существуют отдельные программы для системы управления транспортным хозяйством, например, Oracle Transportation Management, LeanLogistics, но многие российские компании используют свои разработки, например, на базе 1С.
Помимо программных продуктов, позволяющих автоматизировать различные логистические процессы, все больше широко внедряются различные технологии, помогающие перейти на новый уровень организации. Так, в складском хозяйстве все шире применяется маркировка, например, с помощью штрихового кодирования или радиочастотной идентификации – RFID. А для компаний, осуществляющих транспортировку продукции, актуально использование в управлении потоками спутниковых навигационных систем мониторинга.
Один в поле не воин
Очевидно, что применение новых технологий и подходов к управлению требует привлечения квалифицированных специалистов. Фигура руководителя логистического отдела или директора по логистике выходит на первый план. По словам Ольги Симоновой, «многие компании позиционируют данного специалиста как одного из топ-менеджеров, поскольку на него возлагаются масштабные задачи по оптимизации затрат, развитию бизнеса, определению новых путей увеличения прибыли компании, а также повышения удовлетворенности клиента».
Его портрет рекрутеры представляют себе примерно следующим образом. Мужчина, 33-45 лет, с высшим техническим образованием, подкрепленным логистическим. Из дополнительных знаний приветствуются МВА и владение английским (хотя бы на техническом уровне), при этом обязательными являются навыки работы и внедрения современных case-средств управления логистическими процессами.
Безусловно, одновременно с ростом объема и значимости функций директора по логистике растет и уровень его компенсации. В зависимости от степени масштабности бизнеса, объемов ответственности и предоставленных полномочий, предложения начинаются с 60000 руб. и достигают 250000 руб. Дополняет их соответствующий уровню должности соцпакет, включающий оплату мобильной связи и питания, предоставление служебного автотранспорта, медстраховку, в том числе жизни и пр. Надо отметить, что за последние два года размер компенсации повысился примерно на 50-70% и, по данным экспертов «ЮНИТИ», вырастет в ближайшие полгода-год еще на 25-30 %.
Однако успех преобразований зависит не только от руководителя, но и от работы сотрудников, которые должны обеспечить «поддержку снизу». Тем более что большинство современных систем предполагают переход от централизованного жесткого менеджмента к бизнесу, основанному на вовлечении работников с преимущественным использованием горизонтальных линий управления. «Качество выполнения задач зависит от слаженной и профессиональной работы команды логистов: планирование, закупки, работа с клиентом, склады, транспорт, таможня, – поясняет Михаил Селицкий. – Поэтому все участники процесса должны быть нацелены на эффективное и быстрое выполнение поставленных задач, для чего необходимы высокие навыки коммуникаций. Очень важным моментом является понимание всеми сотрудниками финансовой составляющей логистических операций, определяющей, какие факторы и в какой мере влияют на результат работы».
«Среди специалистов среднего звена особый спрос на управляющих складских комплексов и логистов-разработчиков, – отмечает эксперт «ЮНИТИ». – Акцент работодатели делают на специализацию, подбирая профессионалов в определенной отрасли: склады, производство, дистрибуция. В отдельном списке стоят специалисты по таможенному оформлению. Это очень специфичная область, в которой государство осуществляет жесткий контроль, и компании вынуждены выдерживать равновесие между требованиями рынка и закона».
Набор необходимых работникам знаний и навыков, безусловно, меняется. Так, по данным рекрутеров, на этом этапе сотруднику необходимо быть продвинутым пользователем ПК, уметь использовать наибольшее количество опций Excel.
Работодатели требуют владения продуктами 1С 7.7 или 1С 8.0, а также специализированными программами по управлению поставками, закупками, складскими запасами, таможенному оформлению. Кроме того, все чаще необходимо знание английского языка.
Интеграция логистических процессов и их усложнение приводит к тому, что новой перспективой в России в данный момент стало вынесение этой составляющей бизнеса на аутсорсинг. В результате крупные производители стараются наладить эффективные партнерские взаимоотношения с логистическими операторами, поэтому их сотрудникам, помимо теоретических знаний, необходимо ориентироваться в рынке данных услуг. В значительной степени успех работы компании зависит и от умения ее представителей грамотно проводить переговоры на взаимовыгодных условиях.
Таким образом, ставка в работе по достижению конкурентных преимуществ на оптимизацию логистики эффективна. Однако она должна быть подкреплена современными подходами.
Безусловно, от руководителя зависит 50% успеха, поэтому подбор кандидатуры должен быть тщательный и профессиональный. Однако не стоит забывать, что вторая половина результата определяется опытом и знаниями его команды.
Татьяна Баева, по материалам кадрового агентства «ЮНИТИ-СЭТ»