В недавно завершившейся «гонке» за право проведения Олимпийских Игр Австрия была одним из главных конкурентов России. Однако в повседневной жизни эти страны связывают исключительно дружеские отношения.
Австрия, например, – один из основных инвесторов в российскую экономику, и в частности, в строительную отрасль. На основе технологий и материалов из этой альпийской страны у нас сегодня возводятся здания, дороги и стадионы….
В темпе вальса
Уже на протяжении нескольких лет в России активно строятся дома по австрийским технологиям. Причем происходит это как в частном секторе, так и при сооружении многоквартирных зданий. Имеет ли строительство «по-австрийски» какие-то особенности? – Безусловно.
Прежде всего, для него характерно быстрое возведение зданий. Ведь Австрию смело можно назвать родиной ныне популярного приема строительства жилья во всем мире – метода «несъемной опалубки».
Как отмечает Сергей Николаев, предприниматель из Москвы, построивший себе дом по данной технологии: «Опалубка – это две цементно-стружечные плиты, которые соединяются в заводских условиях металлическими креплениями. После монтажа свободное пространство между ними заливается жидким бетоном.
Преимущество метода в том, что на участке нет никакого лишнего оборудования, а главное – грязи, которой часто сопровождается стройка. Мне, например, просто привезли готовые элементы (стены и лестницы), а затем собрали их, как конструктор».
По словам главы ГУП «Управление экспериментальной застройки» Валерия Силина, популярности метода несъемной опалубки способствуют два фактора. Во-первых, его применение позволяет в 2-3 раза снизить время строительных работ, во-вторых, на 15-20% – их себестоимость. По оценкам австрийских специалистов, по сравнению с обычным монолитом экономия может доходить до $100 за каждый квадратный метр.
Австрия «на разогреве»
Но не только скоростью возведения примечательны австрийские технологии. Важным свойством строительных материалов из этой страны являются хорошие теплоизоляционные характеристики.
По словам Алексея Вокалова, генерального директора торговой компании «Стройопторг», активным спросом пользуются утеплители (например, фирмы «Велокс»). Они крепятся к конструкции цементным раствором, причем находятся между наружной плитой опалубки и бетоном (толщина утеплителя варьируется в зависимости от климатических условий региона).
Материал защищает от проникновения холода в помещение. Таким образом, в конструкции постоянно поддерживается положительная температура, и в стене «накапливается» тепло.
Несмотря на то, что Австрия по европейским нормам считается холодной страной, отечественный климат – еще более суровый. А потому при применении западных технологий в России встает вопрос об их адаптации.
Известно, например, что первые пластиковые окна на основе европейского профиля не выдерживали испытание нашей зимой. Многие люди, установившие их, жаловались на то, что ПВХ-рамы трескались.
Со временем картина изменилась. Современные компании при производстве материала для рам стали учитывать особенности российского климата, внедряя те или иные инновации. Например, благодаря особой рецептуре ПВХ-материала, созданной австрийской фирмой Chemson специально для Группы компаний ПРОПЛЕКС – крупнейшего российского производителя ПВХ-профиля по австрийским технологиям, пластиковые конструкции способны выдерживать очень низкие температуры.
А для окон, которые планируется эксплуатировать в особо суровых условиях, ПРОПЛЕКС создал систему PROPLEX-Premium с шириной профиля 70 мм, в то время как наиболее распространенные модели имеют этот показатель на уровне 58-62 мм. Благодаря данным особенностям пластиковые конструкции позволяют сберечь примерно на 25% тепла больше. По словам Светланы Медведевой, жительницы Якутии, «несмотря на тридцатиградусные морозы, зимой окна хорошо справляются со своей задачей, сохраняя тепло и надежно защищая от холода».
Нам по пути!
Австрийские строительные разработки примечательны не только в сфере домостроения, но и в такой исторически актуальной для России отрасли, как возведение дорог. В этом году по российским регионам прошла волна протестов жителей против плохого состояния проезжей части.
Например, в Архангельске около ста машин собрались на центральной площади и проехали колонной по улицам, бросая цветы в ямы и колдобины. По данным статистики местной ГИБДД, каждая третья авария в городе происходит из-за неудовлетворительного состояния дороги, отсутствия тротуаров, дорожных знаков, ограждений, горизонтальной разметки и плохого состояния обочин.
Если наведение порядка на дорогах – задача российских законодателей, то в вопросе строительства проезжей части может быть полезен опыт альпийской страны. Так, директор московского представительства «Австрийского агентства технологий» Юлия Витославски отмечает, что западные ученые провели широкомасштабные исследования всех аварий и несчастных случаев, произошедших на мостах и в тоннелях – местах повышенной опасности.
Результатом стали инженерные проекты и рекомендации по строительству, учитывающие все особенности движения транспорта на этих участках. Их внедрение должно сократить количество аварий до минимума. И сегодня австрийские компании готовы предложить свой опыт и наработки в строительстве тоннелей, мостов и дорог российским фирмам.
Также в настоящее время сразу несколько отечественных заводов заявили о начале выпуска битума на основе технологий Австрии. «По сути, этот материал – клей, от вяжущих свойств которого зависит качество асфальта в целом. Без качественного битума невозможно построить ни одну современную дорогу», – говорит Сергей Мельников, дорожный специалист из Челябинска.
Однако до последнего момента отечественная дорожная отрасль не имела ни одного завода по производству этого материала и потому приобретала основной компонент для асфальтобетона у нефтяников. Этот битум не соответствовал современным требованиям, что сказывалось и на качестве дорог. Внедрение австрийских технологий (страна является одним из европейских лидеров в этой сфере) позволит выпускать битумы, отвечающие требованиям мировых стандартов, следовательно, улучшится и качество российских дорог.
В одной команде
Австрийцы в совершенстве умеют строить не только тоннели, но и горнолыжные спуски, как, впрочем, и другие спортивные сооружения. И этот опыт также может пригодиться россиянам в преддверии Олимпийских игр в Сочи.
Более того, он уже используется при строительстве многих объектов по всей России! В настоящее время в Астрахани австрийской компанией Alois Glekel возводится спортивный комплекс на 7 тыс. мест. В него войдут арены, плавательный бассейн, аквапарк и гостиница.
Также недавно стало известно, что австрийская компания KLH (стройматериалы из дерева) выиграла конкурс на строительство шале для нового горнолыжного курорта «Горная карусель», расположенного в Красной Поляне. Согласно подписанному контракту, необходимо построить 200 коттеджей и 4 отеля, рассчитанных на 12 тысяч человек. Победить KLH помогла собственная инновационная технология строительства крупных объектов из многослойных массивных деревянных плит.
Мы назвали лишь малую часть проектов с участием австрийских строительных технологий и материалов, реализуемых сегодня в России. Но и этого вполне достаточно, чтобы сделать определенные выводы. Технологии из этой альпийской страны дают возможность качественно и зачастую недорого решить многие насущные проблемы, начиная от строительства домов и заканчивая созданием современных дорог и спортивных сооружений.
Пресс-служба Группы компаний ПРОПЛЕКС