Такая категория сотрудников как менеджеры высшего звена практически не фигурирует в открытых базах резюме. Профессиональные менеджеры знают цену себе и, как правило, игнорируют предложения о работе, размещенные в подобных источниках. Все это делает поиск таких сотрудников довольно сложной задачей.
С другой стороны, у директора современной компании нет времени на то, чтобы читать объявления о найме на работу, поэтому зачастую единственной возможностью подобрать подходящего топ-менеджера для своей компании для него является использование личных связей и знакомств.
Сегодня все больше руководителей фирм предпочитает обращаться с этой целью в рекрутинговые агентства, которые предлагают комплекс услуг по поиску и отбору менеджеров высшего звена. Такие компании имеют штат профессионально обученных сотрудников, располагающих современными технологиями поиска, которые экономят время клиента и предоставляют гарантированный результат.
Для того чтобы выбрать подходящее агентство, необходимо знать, что раздел услуг по поиску топ-менеджеров имеет ряд специфических особенностей, которые выводят его за рамки обычного рекрутинга. В рамках этого раздела используются следующие технологии подбора:
Прямой рекрутинг подразумевает поиск топ-менеджеров в бизнес-кругах через личные связи, работу с собственной базой данных топ-менеджеров, поиск в СМИ, интернете, через третьих лиц, а также путем вступления в организации, в которых состоят эти менеджеры. Этот раздел включает исследование управленческой карьеры топ-менеджера, сбор и анализ биографических данных и иной информации от подчиненных, партнеров и клиентов.
Поиск исполнительных лиц (executive search) представляет собой прямой направленный поиск из числа успешно работающих в настоящее время специалистов. Этот метод гарантирует почти 100%-ный результат по найму необходимого сотрудника и ставит своей целью подбор высококвалифицированных опытных сотрудников на конкретную должность в конкретной компании.
В отличие от стандартного рекрутинга, executive search является более сложным и длительным процессом. Его специфика состоит в том, что он ориентирован на поиск специалистов, спрос на которых на рынке труда в несколько раз превышает предложение на рынке труда. По этой причине рекрутинговое агентство ведет работу даже с теми топ-менеджерами, которые не находятся в активном поиске работы.
Среди методов Executive Search активно используются личные и деловые связи в той или иной отрасли, собственные и сторонние базы данных, Интернет, СМИ и т.д. Технологии подбора в рамках раздела executive search включают исследование рынка соискателей и определение круга компаний, в которых работают подходящие специалисты, анализ полученных результатов, анализ задач клиента, требований к кандидату и стоящих перед ним задач, а также определение специфических особенностей компании-заказчика.
Наконец, headhunting, или «хэдхантинг» (от англ. «охота за головами») – поиск конкретного сотрудника путем его «переманивания» из другой компании. Этот метод является частью раздела executive search и подразумевает личное общение с кандидатом. Особенностью данного метода является то, что в нем отсутствует этап поиска, поскольку заказчик указывает конкретного человека, которого он бы хотел видеть своим топ-менеджером.
Услуги headhunting-агентства требуются в случае передачи управления бизнесом, подготовки бизнеса к продаже или осуществление слияния компаний, запуска нового проекта, реорганизации бизнеса, ухода или длительного отсутствия сотрудника, находившегося на ключевой позиции, формирования штата редких специалистов, внесения существенных изменений в организационную структуру компании и т.д. Таким образом, целевой аудиторией для headhunter’ов являются члены совета директоров, исполнительные или генеральные директора, руководители проектов, главы представительств и филиалов, функциональные руководители, менеджеры подразделений, ключевые менеджеры по продажам/снабжению, технические специалисты, специалисты редких профессий и т.д.
На первой стадии работы headhunter составляет описание профессии для конкретной позиции кандидата с учетом таких факторов как текущая ситуация на рынке труда, размер оклада, премии, бонусов и проценты от выручки, наличие дополнительных льгот, уровень профессиональной компетенции, личностные характеристики и функциональные обязанности, а также перспективы роста кандидата. Помимо этого headhunter собирает информацию о компании, включая ее финансовое положение, стратегию, цели, организационную структуру, принципы управления, особенности корпоративной культуры и т.д. Эти данные будут также использоваться headhunter’у в процессе поиска сотрудника.
После установки критериев и параметров поиска консультант проводит исследование целевого рынка сотрудников и выявляет потенциальных кандидатов.
В результате консультант составляется список наиболее подходящих топ-менеджеров. Полная и достоверная информация о каждом соискателе предоставляется клиенту, после чего headhunter устанавливает контакт с потенциальными сотрудниками, используя личные связи или через третьих лиц.
Он выясняет, чем не удовлетворен тот или иной специалист на нынешнем месте работы, выявляет возможные мотивы его перехода в другую компанию, а также степень его заинтересованности предлагаемой позицией. Иногда headhunter, осуществляющий поиск, вынужден искусственно создать ситуацию, при которой топ-менеджер будет готов к переходу в компанию клиента, несмотря на то, что изначально исключал эту возможность.
На следующем этапе проводится проверка рекомендаций, квалификации и опыта сотрудников, после чего составляется краткий список отобранных кандидатов, с которыми проводится интервью. Далее осуществляется выбор наиболее подходящего топ-менеджера и согласование с клиентом решения о его принятии на работу. Все это производится в условиях строгой конфиденциальности.
Сотрудник агентства по хэдхантингу решает широкий спектр задач: помогает установить реальные факты рабочей биографии сотрудника и его репутацию в деловых кругах, что позволяет Клиенту сделать окончательный выбор, организует встречи клиента с потенциальными кандидатами, обеспечивает конструктивный диалог между сторонами, а также помогает провести сравнительный анализ кандидатов. Кроме того, headhunter оказывает помощь в оценке претендентов и выборе лучшего кандидата, а также содействие в переговорах, таким образом содействуя успешному привлечению наиболее подходящего кандидата в компанию заказчика.
Спектр услуга, предоставляемых профессиональными агентствами по хэдхантингу, позволит вам принимать правильные управленческие решения на основе достоверных фактов и качественного анализа альтернативных вариантов по найму сотрудников высшего звена, которые в конечном итоге будут способствовать успешному достижению поставленных целей и развитию вашего бизнеса.
Предоставлено компанией Peoplework