Автоматизированное проектирование мебели

Автоматизированное проектирование мебели

На предприятиях любой отрасли промышленности, в том числе и мебельной, различные автоматизированные системы используются широко, активно, практически ежедневно. Само понятие САПР перешло из узкопрофессионального лексикона в разговорную речь конструкторов и технологов. Однако стали ли от этого проще и понятнее проблемы внедрения и эксплуатации САПР на предприятии?

С чего следует начинать?

До настоящего времени распространенным является мнение о том, что для внедрения САПР на предприятии достаточно установить компьютеры и приобрести программы. На самом же деле этим не только не заканчивается, а даже и не начинается процесс автоматизации производства.

Любая реорганизация на предприятии преследует вполне конкретную цель: увеличить прибыль и получить определенные конкурентные преимущества. Соответственно, и автоматизация должна служить достижению этих целей.

Следовательно, автоматизация начинается с выявления тех организационно-технических моментов, которые этому не способствуют. Эта работа требует знания не только всего производства в целом, но стратегических планов его развития, поэтому проводиться она должна либо непосредственно высшим руководством предприятия, либо при его активном участии.

В противном случае велика вероятность “кусочной” автоматизации, то есть автоматизации от дельных участков и работ. Это тоже часто дает положительный эффект, но он несравним с эффектом комплексной автоматизации.

Такой подход отнюдь не означает, что автоматизировать надо все и сразу. Это и дорого с материальной точки зрения и не всегда удобно с организационной. Автоматизацию следует начинать с наиболее “узких” мест, постепенно распространяя ее на все службы предприятия.

Главное при этом – не терять стратегической цели. Каждая новая программа должна быть совместима с уже работающими программами. В целом все они должны образовывать единое информационное пространство предприятия.

Теперь о том, что следует ожидать от САПР. Мнения руководителей об этом достаточно однообразны. Их можно разделить на три группы.

Первые ждут мгновенного эффекта, и через неделю после установки программ начинают теребить своих специалистов и требовать результатов. Вторые вообще считают, что САПР – это химера, еще один способ выманить у них деньги. И те, и другие далеки от истины.

Нет, и не будет автоматических (работающих без активного участия человека) систем проектирования! Только человек способен к абстрактному мышлению, способности накапливать знания и опыт, принимать решения на их основе.

САПР – это автоматизированная (а не автоматическая) система проектирования, то есть система, в которой функции рационально распределены между человеком и компьютером. И это не миф.

Это реальный способ значительно увеличить производительность труда конструкторов и технологов. Есть множество трудоемких, рутинных и длительных по времени задач проектирования, которые пре красно решаются на компьютере. В качестве приме ра назовем хотя бы задачу формирования оптимальных по использованию материала и технологичных по выполнению карт раскроя.

Абсолютно правильным является третье мнение: САПР это средство облегчения конструкторских и технологических работ. Автоматизация дает возможность переложить всю рутину на плечи компьютера, освобождая время высококвалифицированных специалистов для воплощения их творческих инженерных мыслей.

Вопрос выбора программного обеспечения САПР является весьма нетривиальной задачей. На рынке предлагается много различных программ. Предлагаем простой эксперимент: берем рекламные описания любых программ и удаляем из текста их названия.

После этого ни один специалист не определит, где чье описание! Почему так? Да просто по тому, что основные этапы изготовления мебельных изделий известны, как известно и то, что все их надо автоматизировать.

Поэтому все мебельные САПР делают одно и тоже. Однако для мебельщика важным является не только то, что программа делает, но и то, как она это делает.

Простой пример: две программы дают карты раскроя листовых материалов с одинаковым значением коэффициента использования материала, но при этом одни карты требует в два раза большего количества перенастроек станка. И таких примеров можно привести десятки.

Отсюда вывод: импульсивный, эмоциональный подход при выборе САПР, подход, основанный толь ко на изучении рекламных материалов, неприемлем. Выбор системы должен быть системным, в нем должны участвовать и руководство предприятия, и специалисты. Руководство ставит стратегические задачи, а специалисты оценивают и сравнивают возможности конкретных САПР с точки зрения решения этих задач.

В процессе этого контактировать надо исключительно с разработчиками программ, или их дилера ми. Нелицензионные (пиратские) копии программ, в изобилии предлагаемые на рынках, зачастую являются устаревшими и некорректно работающими, что не позволяет оценить их возможности в полной мере.

Говорить же о серьезной автоматизации на базе таких программ абсолютно бессмысленно. Да, они гораздо дешевле, но эта экономия обманчива: продавцы таких программ не дают никаких гарантий качества продукции, а покупатели лишены консультаций, гарантийного и послегарантийного сопровождения – непременных условий успешной автоматизации предприятия.

Общие требования

Для исключения ошибок при выборе САПР следует обратить внимание на следующие моменты:
· РЕАЛЬНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ.
Система должна автоматизировать работу, то есть выполнять операции как минимум вдвое быстрее, чем это делается вручную.

Это достигается в том случае, если она имеет дружественный интерфейс, широкий набор команд, и в тоже время не противоречит традиционным подходам к проектированию.
· ДОСТУПНОСТЬ.

Любая, даже самая простая и удобная САПР – это весьма сложная и многофункциональная программа. Самостоятельное изучение ее возможностей и принципов работы займет достаточно много времени, но, несмотря на это, значительная их часть все равно останется “за кадром”.

Аксиома, проверенная временем и опытом работы сотен предприятий, состоит в том, что покупка САПР без возможности пройти обучение и получить квалифицированную и оперативную техническую поддержку
- это выбрасывание денег на ветер.
· ОКУПАЕМОСТЬ.

САПР должна приносить дополнительную прибыль, а значит сокращать сроки разработки изделий, уменьшать их материалом кость, исключать хищения материалов и комплектующих и т.д. Все это можно оценить, внимательно изучая функциональные возможности системы до ее приобретения.

· УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. Каждое предприятие имеет свою мебельную нишу, свои особенности технологического процесса изготовления мебели, свои принципы учета и снабжения, своих поставщиков материалов и комплектующих и много других индивидуальных особенностей.

Система должна уметь настраиваться на эти особенности, причем делать эти настройки должен сам пользователь без участия разработчиков. В противном случае он окажется жестко привязанным к разработчикам в том смысле, что за каждую доработку с него будут требовать, дополнительные деньги: кто же будет работать бесплатно!

· ОТКРЫТОСТЬ. САПР - это зачастую не единственная автоматизированная система, которая используется или будет использоваться на предприятии. Существуют автоматизированные системы управления предприятием, бухгалтерские, расчетные, складские и другие программы.

Практически всем им необходима информация о выпускаемых изделиях. Следовательно, САПР должна уметь “встраиваться” в уже существующие и будущие технологические цепочки. Для этого, как минимум, необходим экспорт данных в форматы, которые будут “понятны” другим программам.

Отсутствие такой возможности не позволит расширить круг решаемых задач.
· МАСШТАБИРУЕМОСТЬ. Выше говорилось о том, что процесс внедрения САПР может осуществляться поэтапно, другими словами она должна иметь модульную структуру.

Причем и при начальном внедрении, и при каждом последующем наращивании мощности система должна предлагать решения, учитывающие одновременно и потребности предприятия, и его финансовые возможности.
· ДОЛГОВЕЧНОСТЬ. САПР – продукт долговременного пользования.

Нормальный ход внедрения и эксплуатации системы может гарантировать только стабильная фирма, имеющая большое количество пользователей, солидный срок продаж и стабильное положение на рынке. Кстати, это далеко не всегда определяется количеством и частотой выпускаемых версий и обновлений.

Эти критерии позволяют оценить потенциальные возможности САПР, но не гарантируют того, что выбранная в соответствии с ними система непременно даст рост производительности труда. Классическое определение САПР начинается со слов: “САПР – это организационно-техническая система”, поэтому только техническими мероприятиями не обойтись.

Определяем пути

Есть один, очень существенный важный момент, не учитывать который нельзя. Интересы отдельного специалиста, интересы структурного подразделения и интересы предприятия в целом зачастую сильно различаются.

Автоматизация же заставляет их работать в единой информационной среде, а это не всегда выгодно конкретному человеку или подразделению. К примеру, нередко в процессе внедрения САПР выявляется излишнее количество специалистов в том или ином подразделении, а это грозит увольнением или переходом на новый участок. Определить и согласовать все эти интересы достаточно сложно, по этому организационную подготовку к внедрению САПР легче инициировать руководству предприятия.

Отметим три важных момента этого процесса. САПР охватывает все подразделения предприятия, каждое из которых будет работать со своей частью (модулем) системы.

Любой специалист на своем рабочем месте может хорошо освоить свой мо дуль, но это еще не гарантирует эффективной работы предприятия в целом. Структура предприятия должна соответствовать условиям работы в рамках автоматизированного производства, и, прежде всего, необходимо оптимизировать обмен информацией между подразделениями. Это первое.

Второй момент заключается в том, что с самого начала работ по автоматизации необходимо четко обозначить время, отводимое для освоения системы и внедрения основных ее частей в производство. По опыту ряда предприятий оно колеблется в пределах от трех месяцев до полугода.

Просто научиться работать в той или иной системе специалист может и за неделю, но это далеко не тот уровень, который нужен для эффективной работы. Заполнение баз данных, настройка системы на специфику предприятия, анализ и нормирование производства, унификация проектных решений, изучение методики и приемов автоматизированного проектирование – вот далеко не полный перечень тех задач, которые решаются в процессе внедрения.

Следующий момент – обучение специалистов. Часто руководители экономят на этой статье расходов, мотивируя тем, что грамотный специалист способен освоить систему самостоятельно. Так то оно так, да не совсем.

Он скорее найдет определенные пути решения поставленных задач, а вот будут ли они оптимальны – это еще вопрос. Серьезные системы имеют сотни пользователей, опыт работы которых анализируется и обобщается разработчиками.

Научиться использовать этот опыт в своей работе – вот цель обучения. Многие руководители предприятий уже убедились в том, что затраты на обучение окупаются гораздо быстрее, чем они предполагали.

Однако обучение не должно быть ради обучения, оно должно осуществляться по мере необходимости. Лучше всего начинать обучение, уже имея некоторый опыт работы.

В этом случае специалист будет обучаться целенаправленно, решать с преподавателем свои конкретные вопросы, разбирать примеры из практики своей работы. Кстати, наличие учебных центров и программ обучения – один из показателей стабильности и долговечности системы.

Конечно, все вышесказанное – теория, попытка систематизировать опыт многих предприятий по внедрению различных САПР, а что же на практике? В на стоящее время на рынке представлено несколько систем, в той или иной мере отвечающих рассмотренным требованиям.

Информацию о них можно получить на любой мебельной выставке, в специализированной периодической литературе или в Интернет. Обладая примерно равными функциональными возможностями, они существенно различаются по интерфейсу, методике организации работ, реализации конкретных проектных операций. Задача пользователя – путем сравнительного анализа этих систем выбрать ту, что в наибольшей степени удовлетворяет потребности именно его предприятия.

Кратко рассмотрим, насколько соответствует существующим критериям система Базис-Мебельщик. Прежде всего, это комплексная система автоматизации мебельных предприятий, построенная по модульному принципу.

Каждый модуль решает одну из задач проектирования и производства мебели: конструирование изделий, раскрой листовых и погонных материалов, расчет экономических показателей, учет материалов и комплектующих, формирование управляющих программ для станков с ЧПУ, трехмерная визуализация. Каждый модуль решает свою за дачу самостоятельно, используя в случае необходимости результаты работы других модулей, а также готовит данные, которые могут потребоваться для дальнейшей работы. Такая структура и принцип функционирования системы, кроме основной задачи повышения эффективности производства, позволяет решить еще две:
· организовать поэтапное внедрение системы на предприятии, что весьма актуально при недостатке финансовых средств; · включать в общий процесс автоматизации предприятия программы других разработчиков, например, программы бухгалтерского учета.

Современное решение

В настоящее время Базис-Мебельщик активно эксплуатируется на нескольких сотнях мебельных предприятий: крупных и мелких, выпускающих серийную мебель и изделия по индивидуальным заказам. Анализ срока окупаемости системы по большинству предприятий приводит к цифрам от трех-четырех месяцев до восьми-девяти.

Один из основных принципов, заложенных в систему Базис-Мебельщик, заключается в том, чтобы предоставить пользователю максимальную возможность адаптации системы под его специфику. После приобретения системы связь с разработчиками остается только на уровне консультаций и обучения. Все настройки (используемые материалы, фурнитура, технологические процессы, нормы выполнения операций и т.п.) пользователь выполняет сам по существующим методикам.

Система Базис-Мебельщик – универсальная, она позволяет работать с любой корпусной мебелью независимо от ее сложности: кухонной, офисной, мебелью для жилых комнат, гостиниц и пансионатов и т.д. При этом каждое спроектированное изделие может служить прототипом для новых изделий. Для этого в системе разработан специальный аппарат редактирования изделий.

Базис-Мебельщик легко сопрягается с другими программами. В нем предусмотрены возможности экспорта информации в наиболее популярные фор маты обмена данными.

Одной из отличительных особенностей системы Базис-Мебельщик является технологичность реализации проектных операций. Например, крепежная фурнитура может устанавливаться с автоматическим учетом шага 32 мм, карты раскроя оптимизируются не только по критерию минимизации отходов, но и с учетом минимальной трудоемкости, чертежи формируются автоматически в соответствии с требованиями ЕСКД.

Система Базис-Мебельщик находится на рынке чуть больше пяти лет, а ее прототип система Базис-Конструктор – более пятнадцати.

На фирме БазисЦентр создана многоступенчатая сервисная служба, включающая в себя консультации по телефону и электронной почте, обучение, как на территории разработчика, так и на территории пользователя, региональные семинары. В настоящее время функционируют более десяти дилерских центров в России, Украине и других государствах, и их количество постоянно растет, как и количество пользователей системы.

Таким образом, система Базис-Мебельщик может служить хорошей основой реальной автоматизации мебельных предприятий.