Между минимализмом и цветом

Между минимализмом и цветом

Проекты большинства архитекторов, долгие годы практикующих создание интерьеров, часто имеют нечто схожее: будь то нюансы пространственного решения, предпочтение той или иной стилистики, симпатии к определенной цветовой гамме и т. д. Однако в любом правиле, как известно, есть исключения. Для некоторых авторов с годами работа не превращается в рутину и эксплуатацию однажды найденных удачных приемов. И даже десятилетие спустя однообразный, в общем-то, алгоритм взаимодействия с заказчиком не приедается, а процесс построения очередного объекта остается сугубым творчеством.

Такие архитекторы востребованы. К ним всегда очередь, их терпеливо ожидают месяцами, а когда они приступают к работе, им всемерно доверяют, к их советам внимательно прислушиваются, им дают карт-бланш. И в результате заказчик остается доволен.

В особенности тот, который с самого начала твердо знал, что именно он хочет увидеть в своем доме, в своей квартире, в своем офисе.

Ирина Шахова заказчиков давно не ищет. Они сами находят ее — по рекомендациям знакомых, по увиденным у кого-то интерьерам. Число объектов, созданных автором с 2000 года, давно перевалило за сотню.

Поэтому сегодня, начиная работу с новым клиентом и помогая ему определиться с пожеланиями, Ирина показывает не только картинки из интерьерных журналов, но еще и множество фотографий своих объектов, в том числе опубликованных.

Ирина Шахова: — У меня нет определенного приоритетного стиля. Я не работаю в одном направлении, мне это неинтересно. Поэтому заказчика никогда не ограничиваю какими-то рамками, показывая ему абсолютно разностильные квартиры или коттеджи.

Ведь жилой интерьер — это своего рода портрет человека. У каждого свой образ жизни, индивидуальное понимание эстетики и комфорта. Да, все говорят общие фразы: хочу, чтобы было красиво, светло и уютно. Но ведь каждый вкладывает в эти понятия свой смысл.

Какой — и нужно выяснить.

Вместе с заказчиком мы стараемся понять, что он подразумевает под уютом и красотой. Что на его языке означает, к примеру, модерн. Многие понимают под этим нечто исключительно современное, хотя направлению больше ста лет.

Если речь идет о классике, то о какой именно, — ведь это и классицизм с его симметрией, и барокко с лепниной и позолотой, и тот же модерн, и ар-деко с обилием сложных декоров и фактур.

Безусловно, легко работается с людьми, которые представляют, чего хотят, и, главное, могут это внятно объяснить. А ведь очень часто человек приходит и говорит: сделайте что-нибудь или предложите, только чтобы было здорово.

И лишь единицы знают, как должен выглядеть их домашний мир. Тогда получается сразу и супер.

Пять ступеней к идеалу

После того как пройден первый этап — определена стилистика будущего интерьера, начинается работа архитектора по созданию вариантов пространственных решений. Их несколько. Потом заказчик сможет выбрать наиболее понравившийся.

Либо, как это бывает чаще всего, сделать микст.

Когда планировочное решение найдено, на него накладывается декор. Как оформить стены? Как это оформление будет сочетаться с рельефом потолка?

Если вдуматься, декор диктует само пространство — четкое, графически выверенное, угловатое косое или плавно-округлое. Если речь идет о городской квартире, многое зависит и от исходных данных, таких как несущие стены, выступающие балки, запроектированные эркеры и т. д.

В любом случае потолок и стены становятся отражением единой концепции. Если задан круг, то все прочее вращается уже вокруг него. Если присутствуют динамичные формы, то динамика проявится и на потолке, и на стенах.

Если заказчик тяготеет к классицизму, значит, непременно будет четкая симметрия и равновесие форм, соответствующие материалы. Если к минимализму или хай-теку — актуальны динамика, «нарубленный» декор, асимметрия.

Следующий этап — рисунок. Архитектор предлагает варианты декорирования: стены, пол, потолок, приблизительно по мебели, детали и акценты. Выбираются варианты фактур — скажем, шелк это будет или шерсть, мягкие бумажные обои или штукатурка, керамическая плитка или дерево.

Ведь по чертежам заказчику довольно трудно представить будущий интерьер. Рисунок — совсем другое дело. Пусть даже и выполненный пока в черно-белом варианте, он значительно облегчает задачу.

Цвет же накладывается в последнюю очередь, и сознательно, чтобы не отвлекал.

Ирина Шахова: — Я принципиально не занимаюсь 3D-графикой. Видимо, сказывается закваска Академии художеств. Рисунок — это ручная работа, ручная прорисовка, она во всех смыслах живее.

Компьютерная графика, на мой взгляд, нужна, когда создаются сложные объекты, когда речь идет о строительстве городского масштаба, которое необходимо обсуждать на градостроительном совете. Здесь не обойтись без четкой подачи, точных пропорций, конкретных размеров.

На уровне же квартиры все можно нарисовать вручную. Когда рисуешь рукой, чувствуешь картинку, поэтому проще что-то подправить, подрисовать.

Отдельным этапом в работе архитектора является схема размещения электрического и сантехнического оборудования. Заказчика такая документация может интересовать лишь при обсуждении, допустим, на каком уровне делать розетку, и в каком месте должен быть выключатель.

Представления о комфорте у всех разные — кому-то непременно нужно включать свет в спальне, не вставая с кровати, а кто-то чувствует себя неуютно, заходя в темное помещение. В принципе схема делается для строителей, которые будут воплощать созданный автором проект.

Большинство архитекторов любят работать с одной и той же строительной бригадой — со временем достигается взаимопонимание: архитектор знает, на что способны строители, а те, в свою очередь, понимают, чего хочет автор и как это проявляется на схеме. Архитектор Шахова с 2001 года работает с ремонтно-строительной фирмой «Строй-Нева», которая уже более 15 лет известна на рынке города и занималась подготовкой к международным форумам и выставкам павильонов «Ленэкспо», участвовала в реконструкции Константиновского дворца, выполняла работы по облицовке новых станций метрополитена и т. п.

Что касается сроков подготовки архитектором проектной документации, то в зависимости от площади и сложности объекта они могут составлять от одного до двух месяцев. Пакет документов выполняется в четырех экземплярах, из которых один экземпляр Ирина оставляет себе, один отдает строителям, а два — заказчику, чтобы тот мог устроить небольшой тендер: сравнить цены, предложенные тандемом архитектор—строители, или же обратиться к специалистам со стороны.

Ирина признается, что с «чужими» работать не всегда легко. Бывает так, что приглашенные заказчиком строители не умеют грамотно читать чертежи. Не говоря уже о том, что отвечать за качество работ в этом случае архитектор не может.

Годы сотрудничества с одной фирмой дали хороший результат: обе стороны работают не в угоду сиюминутной выгоде, а заинтересованы в конечном результате. Иногда приходится переделывать что-то по нескольку раз, пока не получится именно то, что нужно.

Касается это не только строителей — к себе Ирина предъявляет не менее жесткие требования и в процессе работы готова неоднократно перечертить сложный узел. Неслучайно для этого тандема «сарафанное радио» играет исключительно в мажоре.

Пространство на ладони

Кто-то идет от декора, кто-то — от образа. Для Шаховой начало начал есть архитектура. Поэтому основной своей задачей она считает сделать грамотное объемно-пространственное решение.

Образ рождается в процессе, декор становится заключительным аккордом. Главным же остается пространство, то есть помещения и их связь между собой, расположение мебели, функциональная схема движения человека на плоскости.

Разумеется, если речь идет о квартире, где, по выражению автора, «нужно уложиться между двух плит: верхней — перекрытием и нижней — полом». Трехмерное пространство несоизмеримо богаче. Поэтому Ирина питает особую любовь к загородным интерьерам.

Коттедж — это работа и по горизонтали, и по вертикали, и вид из окна, и взаимодействие с ландшафтом.

Ирина Шахова: — Я архитектор не только по образованию и по специальности, я и в душе архитектор. Мне всегда гораздо интереснее первый этап — построение пространства. В дальнейшем меня не раздражают мелочи, даже если они выполнены немного не так.

Поскольку я делаю проект от начала и до конца, безусловно, по мере необходимости приходится заниматься деталями. Но для меня главное, чтобы была реализована основная идея — создание удобного пространства. Это уже во вторую очередь — стилистически выверенного и безукоризненно оформленного.

Выбор декора часто становится компромиссом. Компромиссом между желаниями и возможностями, между черным и белым, между объективными требованиями стиля и капризами заказчика. Правда, последнее случается крайне редко — как правило, к архитектору прислушиваются.

Есть такие формы «зависимости», когда без компетентного мнения шагу не ступят, вплоть до выбора места под вазочку или небольшую гравюру в прихожей. А иногда наоборот.

Высказав свою точку зрения, архитектору остается лишь втихомолку расстраиваться, наблюдая, как заказчик губит творческий замысел: то покупая к овальной ванне квадратный унитаз, то меняя по ходу дела количество спроектированных автором ниш. Существует и другая категория клиентов — они, получив на руки проект, сами выбирают строителей, которые лишь изредка потревожат архитектора звонком для уточнения той или иной цифры в расчетах.

Естественно, ни о каком авторском надзоре в этом случае и речи нет. Да что там, архитектору порой и на стройке-то бывать не приходится — его, как почетного гостя, приглашают посмотреть лишь на завершение ремонта. Впрочем, Ирина смеется, что и то и другое — крайности, а истина где-то посередине.

Ирина Шахова: — Для меня безумно интересно не только проектирование, но и процесс воплощения проекта. Я всегда фотографирую то, что происходит на стройке. Ведь ты рисуешь и представляешь одно, а то, что получится, все равно будет отличаться.

Возникают какие-то неожиданные ракурсы, материал преподносит свои сюрпризы. Вдруг выясняется, что цепочку оконных проемов пробивает луч света, и в помещение врывается солнце.

Именно так произошло на одном объекте: мы делали в ванной стенку из стеклоблоков и оказалось, что зимой, когда низкое солнце, сквозь окно кухни, пересекая коридор, лучи проходят через стеклоблоки, и потому в ванной солнечно. Конечно, рисуя на бумаге, я никак не могла этого предположить.

Голова Геры или Лаокоона?

Безусловно, есть стиль, который комфортен Шаховой не как архитектору, а как человеку. Это так называемый скандинавский дизайн. Он приносит отдохновение от того моря впечатлений, с которым приходится сталкиваться в работе.

Для своего дома она выбрала спокойную гамму, светлое дерево и ровные поверхности с вкраплениями цвета. В таком интерьере должен быть эмоциональный акцент, иначе грустно.

Ирина любит чистые спектральные цвета. Не кофе с молоком, не модный шоколадный венге, не беж, а именно цвет в чистом виде. В обеих детских она сделала стены разного цвета. На их ярком фоне отлично смотрится монохромная мебель. К работе это не имеет отношения.

Подобный стиль никоим образом не навязывается заказчику.

Ее стихия сродни минимализму. Она и по жизни любит вещи практичные, с минимумом декора. Всегда выверенная линия, всегда точные пропорции, четко угаданное соотношение форм и количество цветовых вкраплений.

Ирина вспоминает: когда в академии был учебный рисунок, сложнее всего было изобразить голову Геры, с ее идеальными пропорциями носа, щек, плоскостей. В отличие от Лаокоона — с обилием завитушек, складочек, впадинок и выпуклостей. Минимализм ставит поистине сложные задачи.

Ирина Шахова: — Мне всегда было проще нарисовать. Рассуждать о том, в какой стилистике работать, просто нет времени. Я практик.

Но ведь теория наверняка проявляется в практике. Поэтому я абсолютно уверена, что общие стилистические задачи, которые стоят перед любым архитектором, решаются мной в каждом объекте.

В ближайших «творческих» планах Ирины юридическое оформление собственной мастерской. Ей очень не хватает человека, который бы рассчитал площади на объекте, оформил папку с проектной документацией, — словом, настало время приглашать помощников.

Или «помоганцев», как называли в Академии художеств тех, кто выполнял за студента-дипломника механическую работу: обводил тушью чертеж, тонировал стенки и т. д. За это старшекурсник должен был кормить, поить, холить и лелеять своих подмастерьев. Ирина сетует, что в силу загруженности на многие профессиональные вещи просто не остается времени. Ведь обычно приходится трудиться одновременно над тремя-четырьмя (на большее число не хватает суток) проектами, в каждом из которых масса рутинной работы.

Такой важный шаг, как создание мастерской, в буквальном смысле откроет перед архитектором новые горизонты. В частности, это касается декорирования.

В работе Ирине уже не раз приходилось сталкиваться с тем, что нужную вещь не найти, необходимый материал невозможно подобрать, а идеальную для придуманного ею интерьера фактуру попросту еще не изобрели. В итоге приходится брать в руки кисть и разрабатывать что-то свое.

Во многих проектах, предполагающих эксклюзивную отделку, нет другого выхода. И это направление станет продолжением творческого пути, следующим его этапом. Пока же объять необъятное не получается.

Жизнь много раз убеждала Ирину в том, что если человек не понимает сложности задачи, не знает, что она невыполнима, то он решает ее. Эта аксиома работает, и неоднократно помогала архитектору Шаховой преодолевать новые рубежи.

ДОСЬЕ АВТОРА
Ирина Шахова, архитектор. В 1987 году окончила архитектурный факультет Санкт-Петербургской академии художеств по специальности архитектор-художник.

По распределению более трех лет проработала в Саратове, в мастерской по благоустройству и созданию малых архитектурных форм при ведомстве главного художника города. В составе молодой и исключительно творческой команды занималась ландшафтными работами, оформлением к праздникам площадей и улиц города, создавала цветовые решения фасадов, проектировала интерьеры кафе.

Вернувшись в Ленинград, Ирина работала в персональной архитектурной мастерской Геннадия Фомичева. Конец 1990-х — начало 2000-х годов были связаны с архитектурной мастерской «А5». Последние восемь лет архитектор Шахова занимается частной практикой.

В настоящее время работает над проектом с порядковым номером 107. Предыдущие сто шесть — это частные и общественные объекты, интерьеры загородных коттеджей и городских квартир, проекты, реализованные как в Петербурге, так и в других городах.

Яна РОССО
Интерьер загородного дома – www.zagorod.spb.ru