Выбор строительного подрядчика

Выбор строительного подрядчика

Выбирая для себя в качестве основополагающей стратегии во взаимоотношениях с заказчиками принцип “Честность, Компетентность, Качество”, строительная фирма может неожиданно столкнуться с серьёзной проблемой. Что интересует заказчика в первую очередь?

Стоимость работ: чем она ниже, тем лучше. Однако, добросовестная фирма, выполняя свою работу качественно и профессионально, законно платя налоги, имея постоянный штат работников и оборудование на балансе, предложить минимальную цену, не может.

На что кроме цены стоит обратить внимание, как выбрать грамотного и честного партнера? Какие проблемы неизбежно возникающих в погоне за дешевизной, и как их избежать?

Давайте поразмышляем вместе. На первый взгляд, казалось бы, что может быть проще? Зная свои потребности и желания, нам остается сопоставить их со своими возможностями, обзвонить возможных претендентов на производство необходимых работ, произвести сравнительный анализ поступивших предложений и остановить свой выбор на оптимальном варианте. Вместе с тем выбор подрядчика – дело тонкое, из огромного количества претендентов нам предстоит выбрать себе грамотного исполнителя, партнёра и друга.

Как лучше поступить на начальном этапе отбора претендентов? Обзвонить? Или воспользоваться Интернетом? Поискать необходимых специалистов в СМИ?

Воспользоваться рекомендациями партнёров, друзей, жены?

Выбрав Интернет в качестве поставщика первичной информации о подрядных организациях, нас поражает количество предложений от всевозможных строительных организаций, частных предпринимателей и просто желающих подработать граждан. Тысячи ресурсов всячески рекламируют свои навыки, способности и умения в строительной отрасли.

В ответ на введённый запрос “ремонт мягкой кровли” мы получаем – 73046 потенциальных претендентов; запрос “отделка помещений” – 844142; “ремонт зданий” – 875055. Есть из чего выбирать. Однако слишком много информации так же плохо, как и слишком мало.

Рекламные объявления типа: “выполним все виды строительных и отделочных работ” попадаются на каждом шагу. Складывается впечатление, что ВСЕ делают ВСЁ. Так не бывает.

На что следует обратить внимание при предварительном отборе подрядчика?

Как не ошибиться, не создать себе лишних хлопот, и затрат?

Для ответа на все эти вопросы мы провели виртуальный конкурс на производство общестроительных работ. Сделав случайную выборку из 35 потенциальных претендентов, обзвонили и попытались в общих чертах проверить их на компетентность в строительной сфере, уделяя внимание нескольким основным моментам:

1. Легко ли доступна контактная информация, например, адрес, номер телефона или факса?
2. Если указан номер телефона, отвечают ли они на звонки?

3. Как долго пришлось слушать “музыку” в телефонной трубке, пока вас переключали от сторожа к бухгалтеру, от бухгалтера к секретарю и т.д., наконец соединив с тем, кто готов отвечать на ваши вопросы?
4. Насколько уверенными и оперативными были ответы на ваши вопросы?

5. Сколько времени они занимаются производством строительных работ?
6. Где и какие выполнены объекты?
7. Готовы ли они их показать?
8. Каким образом составляются сметы (по сметным нормам или “с потолка”)?
9. Где находится производственная база?

10. Есть ли у них постоянные заказчики?
11. Какие гарантии они предоставляют?
12. Наличие лицензии.

При предварительном отборе этого более чем достаточно.

По итогам проделанной работы были получены следующие данные:

- 16% сообщили, что они “выключены или временно недоступны” – как говорится, комментарии излишни.
- 25% претендентов смутно представляют себе тот вид работ, который они собираются выполнять, слова с трудом складывают в предложения, не имеют лицензии, телефонные номера в основном мобильные, зачастую самых дешевых операторов, подключенные, судя по кодам да и самим номерам, только что.

Ориентируются в основном на частников и не сведущих в строительстве заказчиков, работают в основном за наличные, за качество вряд ли отвечают.
- около 33% претендентов соответствуют понятию “строительная организация” частично, это небольшие фирмы и частные предприниматели.

Не стоит отметать таких претендентов, они могут дать наилучшее соотношение “цена-качество”.
- порядка 26% потенциальных претендентов полностью соответствуют понятию “строительная организация”, компетентны, внушают доверие и готовы к сотрудничеству. В основном это крупные организации, давно работающие на строительном рынке, хорошо себя зарекомендовавшие.

Таким образом, из 35 потенциальных претендентов остается немногим более половины.

Следующим этапом наших исследований была рассылка претендентам предварительно подготовленной дефектной ведомости и анализ поступивших ценовых предложений.

В дефектной ведомости подробнейшим образом излагались все необходимые виды работ, объёмы и требуемые материалы (указывались точные марки). Для контроля и оценки поступающих предложений мы составили свой сметный расчёт в текущих ценах, с учётом всех последних рекомендаций ГУП “Кубаньстройцена”
Полученные ответы были удивительны.

Итак, разброс цен составил 77,4%! Разные претенденты за одну и ту же работу просили совершенно разные деньги. Самые оптимальные предложения, как мы и предполагали, были даны ПБЮЛ и небольшими фирмами.

Статистические данные, полученные в ходе предварительного отбора, практически повторились. Около половины поступивших предложений оказались приемлемыми, были рассчитаны грамотно, с использованием сметных программ и применением необходимых коэффициентов.

Однако были и весьма “соблазнительные предложения”, поразительные тем, что предлагаемая полная сметная стоимость работ, оказалась ниже стоимости необходимых для их производства материалов! Как такое может быть?

Кто и за счёт чего даёт такие предложения? Давайте разбираться вместе.

1. Довольно редкое, но все же встречающееся на сегодняшний день явление, это откровенное “кидалово”. Заявив самую низкую стоимость и как следствие, заключив подрядный договор, “подрядчик” неожиданно исчезает вместе с полученным авансом.

Офис оказывается снятым в аренду, телефонные номера тоже, а мобильник оформленным на подставное лицо. Найти такого “подрядчика” и вернуть деньги будет практически невозможно.

2. Фирма-однодневка – договор заключен, аванс получен, работы выполнены и оплачены, вроде бы все довольны, однако ни о каких гарантийных сроках говорить не приходится. В случае выявления какого-то брака, скажем через 3-8-10 месяцев после окончания работ, предъявить претензии будет некому.

3. Пересортица (видимо, этот способ мошенничества предполагали использовать те лица, которые дали нам общую сметную стоимость работ ниже стоимости материалов, необходимых для производства этих работ) – в смете закладывается один материал, а применяется совсем другой, внешне похожий, но с совсем другими (естественно, худшими) эксплуатационными характеристиками. Допустим у материала Х1 срок эксплуатации – 10 лет, а у материала Х2 – 3 года.

Гарантийный срок, указанный в договоре подряда, редко превышает 1 год. И вместо того, что бы сделать работу один раз и надолго, затратив немного больше, заказчик вынужден платить за переделку ещё раз. Что выгоднее?

Вопрос риторический.

4. Дополнительные расходы – при заключении договора выставляется низкая стоимость работ, однако уже в процессе их производства постоянно возникают неучтенные, непредвиденные, неоговоренные в смете виды работ, материалов и затрат. Стоимость договора подряда открытая, и имеется пункт о том что “в случае возникновения:… заказчик обязан”. Всё аргументировано и законно.

5. Ненадлежащее качество работ – при отсутствии жесткого контроля со стороны заказчика некоторые, в основном подготовительные, виды работ не выполняются, выполняются непоследовательно, или с нарушениями требований СНиП.

6. Экономия на материалах – вместо бетона М-200 укладывают М-150, вместо а-III Д-12 вяжут а-III Д-10, вместо профлиста 0,7мм монтируют 0,55мм и.т.д. На первый взгляд, заметить такие отличия довольно трудно, в особенности, если заказчик далёк от строительства, а результат может быть весьма печальным. Более того, в случае ЧП и уголовного разбирательства может случиться так, что вина частично или целиком ляжет на заказчика.

7. Дешевая рабочая сила – многочисленные гастарбайтеры, готовые работать почти даром, мало кто из них оформляется в соответствии с существующими требованиями, случись проверка – и рабочие вашего подрядчика улетели за наш с вами счет на историческую родину, строительство замерло на неопределённый срок: А вопреки американской поговорке время – дороже денег.

Многократно участвуя в различных конкурсах (или по-новомодному “тендерах”), приходишь к неутешительному выводу: первое и едва ли не единственное, на что обращает внимание заказчик, это цена, чем меньше – тем лучше (а ещё лучше даром). Ну, любят у нас в России “холяву”, невзирая ни на какой горький опыт!

Вот здесь, как говорится, и зарыта собака. Конечно же, дорого далеко не всегда хорошо, сами убеждались неоднократно. Зато доподлинно можно утверждать: дёшево – всегда плохо, как в русской поговорке про юшку и рыбку.

Это очень хорошо понимал пушкинский работник Балда, учивший падкого на “шару” заказчика-попа: “не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”. Следовательно, необходим компромисс между “дёшево” и “хорошо”, та самая золотая середина, о которой размышлял ещё Аристотель. В различных учебных пособиях по маркетингу, которые когда-то были всеми нами прочитаны, большое место уделено такому понятию как соотношение цена- качество.

Понятно и похвально стремление сэкономить, однако, приходя в обувной магазин, мы вряд ли купим себе пару обуви за 300 рублей, прекрасно понимая, на сколько этой пары хватит и из чего и кем она сделана; скорее всего, наш выбор остановится на иной ценовой категории. Почему же выбирая подрядную организацию и совершая неизмеримо более масштабную и ответственную сделку, мы поступаем иначе?

Выводы:

1. Повторимся, из дешёвой рыбки получится плохая уха – не стоит гнаться за дешевизной; каждая вещь стоит столько, сколько она стоит, нельзя купить хорошую машину за 10 000 рублей. Ну нельзя, хотя, конечно, очень хочется.

2. Не ленитесь посмотреть на то, что уже сделано вашими потенциальным подрядчиком, попросите у него рекомендации прежних клиентов, обратите внимание на наличие ответственного лица, выдавшего такую рекомендацию, его телефон. Конечно же, многое продается (не всё!) и тем не менее…