Чем крупнее и старше город, тем больше плотность и сложность всевозможных сетей и, разумеется, выше риск их случайного повреждения при строительных и ремонтных работах. В одной только Москве каждый год фиксируются сотни таких случаев.
Чаще всего от строителей страдают силовые кабели, упрятанные под землю. Не далее как 12 августа 2012 года на Мичуринском проспекте, где идет строительство жилого дома, произошел разрыв двух электрокабелей мощностью 10 кВт каждый.
В результате повреждения линии от энергоснабжения были отключены 14 домов. Практически в тот же день на пересечении улиц Веневская и Краснолиманская рабочие повредили кабель мощностью 6 кВт. Этого оказалось достаточно, чтобы оставить без электроэнергии четыре жилых здания, детский сад и котельную.
«Разрывы инженерных коммуникаций не просто наносят вред городу, – негодовал, обращаясь к виновным, Александр Максименко, заместитель руководителя Департамента городского строительства г. Москвы. – Ваша халатность может привести к трагедии. Что, если вы порвали кабель и обесточили рядом стоящую больницу, а в это время там идет несколько операций? Мы должны полностью исключить такие случаи!»1
Но самыми опасными считаются повреждения подземных газопроводов, ведь нередко они приводят к сильнейшим пожарам и даже жертвам. В Екатеринбурге 28 февраля 2012 года при проведении строительных работ гидромолотом был задет магистральный газопровод.
Из-за аварии и угрозы взрыва пришлось эвакуировать жителей нескольких домов и детских садов.2 В том же месяце при аналогичных обстоятельствах строители повредили газопровод в г. Сарапуле (Удмуртия). В результате остались без газа, теплоснабжения и горячей воды 20 тыс. жителей города, три поликлиники и 12 детских садов!
По мнению экспертов, одной из причин таких происшествий является отсутствие у подрядчиков и ответственных организаций достоверных карт расположения подземных коммуникаций, по которым можно точно ориентироваться при проведении строительных или земляных работ.
Во всех случаях, когда под землей, в «змеином клубке» коммуникаций, нужно обнаружить искомую «нитку», не обойтись без специального оборудования – трассоискателей. Благодаря их использованию сводятся к минимуму риски случайных повреждений коммуникаций. Кроме того, эти приборы помогут существенно сократить временные и финансовые затраты на их ремонт и обслуживание за счет точной локализации обрывов или протечек и уменьшения объемов земляных работ.
Как считает Валерий Андреев, генеральный директор компании «Ростовнефтехимпродукт», даже при наличии карт, где указаны существующие трассы, ремонт старых и прокладку новых трубопроводов лучше всего начинать с уточнения расположения коммуникаций. Зачастую существующие схемы сильно устарели или составлены с большими погрешностями. Ошибки в этом случае обойдутся очень дорого – особенно если речь идет о подземных промышленных магистралях с токсичными или пожароопасными жидкостями или газами.
Максим Рустамов, руководитель отдела продаж компании ООО «Мега», специализирующейся на поставках и производстве диагностических комплексов, выделяет несколько категорий потенциальных пользователей трассопоискового оборудования. Прежде всего, это строительные организации, занимающиеся как возведением зданий и сооружений, так и прокладкой разного рода коммуникаций – от трубопроводов до подземных силовых линий. Также подобные приборы представляют вполне очевидный интерес для ремонтно-эксплуатационных предприятий ЖКХ, муниципальных водоканалов, электросетевых компаний, а также крупных предприятий, связанных с энергетикой, нефтегазовой и нефтехимической промышленностью.