Существует два метода получения листовой стали – горяче- и холоднокатанный. Первый известен гораздо дольше, второй отличается повышенной экономичностью. Как отмечают специалисты, при холодной прокатке металла удается снизить его расходы на 10-15% при производстве труб, воздуховодов и до 25% при изготовлении строительных элементов без потери прочностных свойств готовой продукции.
На практике это означает применение более тонкого листа, и, как следствие, снижение веса всей конструкции – до 15-16 кг/кв. м. Специалисты уверяют, что профиль холодной прокатки уже в ближайшее время вытеснит с рынка продукцию традиционного металлопроката – швеллеры, уголки и балки.
Так же классифицируют листы в зависимости от их толщины.
Советская система классификации выделяет толстые и тонкие листы. Ко вторым относятся листы толщиной не более 3,9 мм. Именно они получили наибольшее распространение в строительстве.
Здесь применяется профиль толщиной от 0,15 до 4 мм. Как правило, используются металл холодной прокатки. К толстым листам относятся профили толщиной от 4 до 160 мм.
От толщины листа во многом зависит характеристики применяемого оборудования для производства профилей.
Так при обработке относительно небольших деталей, например, металлических балок толщиной до 10-12 мм профилегибочный стан занимает площадь в четверть квадратного метра и весит всего 60-70 кг.
При обработке той же самой заготовки, но толщиной в 100-120 кг потребуется установка 2,5-тонного аппарата, занимающего более 1,5 кв. м полезной площади. При изготовлении профилей для кровельных сэндвич панелей потребуется наладка уже целой линии весом более десятка тонн.
Отдельные профилегибочные линии могут достигать 30 тонн.
При производстве листового металла используется низкоуглеродистая сталь. Однако, на практике нашли применение профили из нержавеющей и легированной сталей.
Особенно важен при производстве листов из нержавейки этап охлаждения.
Высоки требования по равномерности охлаждения по всему сечению и все поверхности. Существует два способа охлаждения – старый, предусматривающий охлаждение стали в специальных штабелях, его еще называют самоотпуском; и новый – при перемещении по транспортерам.