Как правильно проводить собеседование?

Как правильно проводить собеседование?

Несмотря на то, что первое впечатление о соискателе складывается уже по его резюме, именно собеседование позволяет работодателю принять решение о его назначении на должность, а кандидату дает возможность проанализировать и правильно оценить свои возможности относительно предложенной работы.

Цель проведения любого собеседования – выявление уровня профессиональной компетенции соискателя, его личных качеств, которые могут повлиять на качество выполняемой работы и взаимоотношения в коллективе.

Для того чтобы грамотно оценить собеседника, необходимо правильно выстроить ход беседы, подобрать соответствующие вопросы и задания, а также создать определенную обстановку для продуктивного общения. Для этого интервьюеру обязательно нужно обладать определенными навыками. В противном случае, выбор неподходящего кандидата может обернуться большими расходами для компании.

Любое собеседование состоит из трех этапов: подготовки, непосредственно беседы с соискателем и анализа результатов.

На подготовительном этапе составляется список наиболее подходящих кандидатов на должность, каждому из которых сообщается дата, точное время и место проведения собеседования.

Перед собеседованием необходимо обдумать круг вопросов, связанных с вакансией, и подготовить все необходимые документы, которые могут потребоваться в ходе беседы: бланк анкеты, резюме соискателя, объявление о приглашении на работу, список требований к персоналу, должностные инструкции и т.д.

Если вы не обладаете большим опытом проведения собеседований, вы можете воспользоваться списком параметров, по которым намереваетесь оценивать кандидатов. Список параметров может включать уровень квалификации, опыт работы, профессиональные знания/навыки, личностные особенности, общее впечатление и т.д.

В ходе проведения или по окончании собеседования напротив каждого параметра можно написать количество баллов, присуждаемых тому или иному кандидату. Это поможет грамотно оценить собеседников.

Собеседование желательно проводить в специально предназначенной для этого комнате в неформальной комфортной обстановке. Постарайтесь, чтобы во время собеседования вас не прерывали.

Если вы собираетесь интервьюировать несколько кандидатов в один день, отведите на каждое собеседование примерно одинаковое количество времени. Как правило, продолжительность собеседования в среднем составляет около 30 минут.

В начале собеседования не стоит задавать соискателю слишком много вопросов. Помните, что для любого соискателя, даже с виду уверенного в себе, собеседование – это определенный стресс, поэтому постарайтесь создать непринужденную атмосферу, располагающую к общению.

Для того чтобы разговорить собеседника, можно начать разговор с общих тем. Расскажите соискателю о вашей компании, перспективах его работы, условиях трудового соглашения, подробно опишите его будущие обязанности.

В ходе интервью следует избегать общих вопросов, предполагающих односложные ответы, а также некорректных формулировок. Также не стоит задавать вопросы по анкетным данным, поскольку это может быть расценено как недостаток профессионализма.

Интервью может включать как заранее подготовленные, так и спонтанно возникающие в ходе беседы вопросы. К типичным вопросам интервьюера можно отнести такие: «расскажите о себе», «каковы причины ухода с предыдущего места работы», «расскажите о ваших достоинствах и недостатках», «назовите определения, характеризующие вас лучше всего», «почему вы решили работать в нашей компании» и т.д.

Эти стандартные вопросы довольно часто используются на интервью, поскольку они помогают составить лучшее представление о собеседнике. Например, вы сможете составить мнение о его умении грамотно строить фразы, четко формулировать и излагать мысли, способности критично оценивать результаты своей работы, корректно высказывать мнение о коллегах, быстро реагировать на ситуацию, ориентироваться в непривычной обстановке и т.д. Для опытного интервьюера о многом могут сказать жесты собеседника, его осанка, внешний вид, походка и манера держать себя.

Задаваемые вопросы должны, так или иначе, иметь отношение к той вакансии, на которую претендует соискатель. Например, вопрос «чем вас привлекает работа по этому направлению?» затрагивает область профессиональных навыков и личностных ценностей кандидата, давая представление о его стремлении к личностному росту и самореализации.

При этом не следует забывать, что стандартных ответов на этот и другие вопросы быть не может, поэтому не ждите, чтобы собеседник сказал именно то, что хочется вам. Старайтесь быть по возможности беспристрастным.

Если для работника большое значение имеет способность организовать свою работу, вы можете поинтересоваться, как он планирует ее выполнять и попросить описать процесс. Вопрос «как вы узнаете, что свою работу делаете хорошо?» поможет узнать, способен ли сотрудник самостоятельно оценить свою работу или ему требуется мнение более компетентного специалиста, может ли он брать на себя ответственность принятия важного решения.

Вопросы о прошлых местах работы сотрудника могут многое прояснить о том, чем он был не удовлетворен на своей предыдущей работе, каково его отношение к бывшим коллегам и начальникам, как он надеется реализовать свои цели в вашей компании.

В ходе собеседования также необходимо выяснить мотивацию кандидата и то, насколько она соответствует направлению деятельности компании. Если основной мотивацией собеседника является материальное благополучие, в то время как вам требуется профессионал, серьезно относящийся к работе, он вряд ли будет соответствовать нуждам компании. И наоборот, если вы ищете начальника отдела продаж, то полная незаинтересованность в финансовых вопросах не будет говорить в пользу кандидата.

Если вакансия в вашей компании подразумевает наличие у соискателя широкого кругозора, большого объема знаний в областях, связанных с его профессией, или соответствующих навыков, то нелишним будет поинтересоваться об увлечениях собеседника, выяснить, насколько он осведомлен в тех или иных вопросах и начитан. В этом случае вопрос о хобби будет вполне закономерным.

Иногда на собеседовании интервьюер задает кандидату провокационные вопросы, основная цель которых – создание стрессовой ситуации. То, как кандидат будет реагировать в этом случае, агрессивно или спокойно, может сказать о многом.

Примером подобного вопроса может быть «что бы сказал о вас коллега, с которым у вас сложились напряженные отношения?». Также можно попросить описать ситуацию, в которой собеседник потерпел неудачу.

Опытные интервьюеры часто используют ситуативные вопросы с целью выяснить, способен ли кандидат с ходу решить ту или иную проблему. Например, «вам необходимо убедить клиента в том, что товар следует приобрести именно у вас. Ваши действия».

В этом случае важно помнить: даже если собеседник не смог быстро найти выход из положения, это может говорить о его волнении, а не о неумении реагировать в стрессовой ситуации. В любом случае, задавая подобные вопросы, необходимо тонко чувствовать психологию человека, что дано не каждому.

В процессе собеседования старайтесь обращать внимание на то, как вы формулируете вопросы. Желательно, чтобы каждый вопрос затрагивал достаточно узкую проблему.

Например, можно поинтересоваться деталями работы кандидата на предыдущем месте: сколько человек работало в компании и непосредственно в его отделе, в чем состояли его обязанности, как выглядел его рабочий день, какую роль он сыграл в том или ином проекте. Это помогает узнать, насколько реальные данные соответствуют информации, данной в резюме, поскольку многие кандидаты имеют тенденцию преувеличивать свою значимость.

Задавайте вопросы так, чтобы ответ был по возможности развернутым и выражал мнение собеседника. Избегайте попыток давления на собеседника и использования формулировок типа «не кажется ли вам, что..» и т.д., наталкивающих на тот вариант ответа, который вы ожидаете получить.

Старайтесь объективно оценивать ответы собеседника, сосредотачиваясь на том, соответствует ли кандидат, в первую очередь, требуемой работе. Не позволяйте первому впечатлению влиять на ход всей беседы, помните о том, что оно часто бывает обманчивым.

В ходе интервью обратите внимание на то, умеет ли кандидат выслушивать собеседника, концентрироваться на теме, не выходя за ее рамки, быстро принимать решение. Также важно, умеет ли он отстаивать свою точку зрения, отвечать на возражения, как реагирует на мнение, противоположное его собственному.

Отметьте для себя, меняется ли собственное мнение кандидата под влиянием собеседника. Проследите, насколько хорошо кандидат контролирует собственные эмоции и как внешне проявляет их. Чтобы пронаблюдать, как меняется эмоциональное состояние собеседника, можно использовать такие приемы как лесть, похвала или резкое неодобрение.

Не стоит обходить вниманием и мелкие детали в поведении соискателя. То, постучал ли он в дверь или сразу открыл ее, может сообщить вам не столько о воспитанности, сколько о том, насколько уверен в себе кандидат. Отметьте для себя, как он здоровается (тихо и скромно или наоборот, громко и уверенно), как закрывает за собой дверь, какую позу принимает, сидя на стуле, как извиняется в случае опоздания.

При необходимости в оценке профессиональных навыков и знаний кандидата интервьюер может предложить ему анкету или тестирование. При составлении теста убедитесь в том, что он составлен предельно четко и ясно.

На завершающем этапе интервью собеседнику предлагается задать интересующие его вопросы с целью узнать, чего он ожидает от предлагаемой работы.

По окончании собеседования сообщите кандидату, когда будут известны окончательные результаты собеседования.

Предоставлено компанией Peoplework