Практически повсеместно в России применяется нормативная система оплаты жителями тепловой энергии. Это относится как к отоплению, так и горячему водоснабжению (ГВС). Муниципалитеты совместно с представительными органами власти устанавливают единые нормативы по отоплению – за 1 м2 общей площади в месяц (в некоторых городах норматив устанавливается по жилой площади); по ГВС – в литрах на одного жителя в день (100 – 120 литров). Норматив устанавливается из условия, что температура внутри жилого помещения не должна быть ниже 18оС (в северных регионах 20оС) и что температура горячей воды должна составлять 55оС. Таким образом, житель оплачивает услуги по отоплению без связи с объемом реально потребленного тепла.
В этой ситуации единственным способом “обратной связи” для жителя по качеству отопления являются жалобы в жилищно-эксплуатационные предприятия. Единые, уравнительные платежи полностью устраняют какие-либо стимулы к энергосбережению, не говоря уже о поощрении инвестиций в модернизацию зданий и систем отопления с целью повышения энергоэффективности.
Практически единственным средством регулирования температуры в помещении для жителей является форточка.
Порочность нормативного принципа платежей за тепло состоит еще и в том, что теплоснабжающие предприятия выставляют счета жилищным организациям за отпущенное (потребленное) тепло как за услугу в Гкал за месяц, что создает большие проблемы при сведении балансов платежей, является “питательной средой” для всевозможных злоупотреблений.
В качестве основы для выставления счетов, к сожалению, чаще всего используется расчетное значение, так как “ближайший” теплосчетчик находится в лучшем случае на центральном тепловом пункте, обслуживающем группу зданий (ЦТП), или источнике теплоснабжения. Иногда в качестве исходного прибора, определяющего количество отпущенного (потребленного) тепла, используется газовый счетчик котельной!!!
Косвенно, норматив учитывает “плановое” потребление энергии на 1 м2 площади в Гкал/мес, однако качественно ситуацию с платежами за отопление следует охарактеризовать так: “квадратные метры” – сами по себе, а “гигакалории” – сами по себе.
Выходом из сложившейся ситуации может стать поквартирное отопление. Вот основные выводы, полученные практикой применения в таких регионах как: Саратовская, Тульская, Владимирская и др.:
1. Основными приборами учета при поквартирном отоплении являются: счетчик холодной воды, счетчик газа, электросчетчик.
2. Оплата за отопление и горячее водоснабжение напрямую зависит от кубометров потребленного газа и воды.
3. Потребитель сам заинтересован в экономии газа, воды и энергосбережении дома.
4. Повышается уровень комфорта в квартирах. Потребитель получает возможность самостоятельно определять температуру и уровень использования тепла и горячей воды. При этом снимается проблема перебоев с подачей горячей воды и тепла по техническим, организационным и сезонным причинам.
5. Снижается стоимость коммунальных услуг за отопление и ГВС. За счет резкого снижения потерь в тепловых сетях и бесконечных затрат на их ремонт, уменьшается годовое потребление газа.
6. Удешевляется жилищное строительство. Отпадает необходимость в дорогостоящих теплосетях, тепловых пунктах, приборах учета.
7. Обеспечивается возможность замены трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры и отопительных приборов в отдельных квартирах при перепланировке или аварийных ситуациях без нарушения режима эксплуатации систем отопления в других квартирах.
8. Повышается ликвидность жилья, так как покупатель всегда предпочитает автономность и энергонезависимость.
9. Возможность 100% процентной оплаты коммунальных платежей уже сегодня без роста тарифов на энергоносители.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО И ПОКВАРТИРНОГО ОТОПЛЕНИЯ НА БАЗЕ КОТЛОВ RINNAI. (на январь 2006 г. по Московскому региону)
Условиями сопоставимости являются:
Табл.№1 Экономические показатели при поквартирном отоплении на базе котла RINNAI
Типы жилых домов | Норматив потребления, Гкал/мес | Кол-во газа, м3 | Стоимость 1 м3 при наличии прибора учета расхода газа, руб. | Кол-во | Стоимость 1 Гкал, руб | Затраты на отопление и ГВС, руб |
ОТОПЛЕНИЕ НА БАЗЕ КОТЛА RINNAI | ||||||
Поквартирная система отопления | 0,016 | 2 | 0.58 | 1 м2 | 72,5 | 1,16 |
ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ НА БАЗЕ КОТЛА RINNAI | ||||||
Поквартирная система ГВС | 0,294 | 36,75 | 1,70 | 1 чел. | 212,5 | 62,47 |
Табл.№2 Экономические показатели при централизованном отоплении
Типы жилых домов | Норматив потребления, Гкал/мес | Стоимость 1 Гкал, руб | Кол-во | Затраты на отопление и ГВС, руб | |
С учетом бюджетных дотаций | 100% оплата | ||||
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ОТОПЛЕНИЕ | |||||
Централизованная система отопления | 0,016 | 388 | 1 м2 | 6,21 | 10 |
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ | |||||
Централизованная система ГВС | 0,294 | 490 | 1 чел. | 144 | 232 |
Из данного анализа видны экономические преимущества поквартирного отопления:
сокращение затрат на отопление сокращение затрат на горячее водоснабжение |
- в 5,3 раза - в 2,3 раза |
для потребителя с учётом бюджетных дотаций |
сокращение затрат на отопления сокращение затрат на горячее водоснабжение |
- в 8,5 раз - в 3,7 раза |
для потребителя при 100% оплате |
Выводы.
Капитальные вложения и эксплуатационные затраты при поквартирном отоплении значительно ниже, чем при централизованном.
Результаты технико-экономических расчетов многократно подтверждены на практике. Жители домов с поквартирным отоплением платят за отопление и ГВС в 5,7 раза меньше, чем их соседи с централизованным отоплением.
Поквартирное отопление при разумной тарифной политике может превратить ЖКХ из дотационной отрасли в доходную.
Использование энергоэффективных технологий позволит успешно решить проблему реформирования ЖКХ.