Рынок электротранспорта

Рынок электротранспорта

Одним из основных факторов, определяющих появление удобного для потребителя электротранспорта, является энергетическая установка, основой которой является источник тока. По этой причине на распространенность электротранспорта большое влияние оказывают разработки в области химических источников тока.

В связи с этим в контексте разговора об использовании электротранспорта большое значение имеет рассмотрение современных технологий в сфере химических источников тока. При этом следует иметь в виду, что по отношению к различным видам транспорта предъявляются различные требования к источникам тока.

В настоящее время тяговые батареи используются в следующих видах транспорта:

- легкий транспорт;

- легковые электромобили;

- электроавтобусы;

- трамваи, троллейбусы;

- грузовой электротранспорт;

- промышленный электротранспорт (электрокары, электропогрузчики, штабелеры и пр.);

- прочий электротранспорт.

Наиболее широко в настоящее время используется промышленный электротранспорт. Это обусловлено рядом требований, предъявляемых к промышленным производствам (особенно в сфере пищевой промышленности), а также тем, что в данном случае источник тока всегда под рукой.

По статистике 2002-2004 гг. в Европе доля электропогрузчиков среди всех используемых вилочных погрузчиков составила чуть меньше половины. По оценкам Амброджио Боллини (Ambrogio Bollini), президента Федерации европейских производителей подъемного оборудования (Federation of European Material Handling Manufacturers – FEM), в прошлом году во всем мире было продано в общей сложности около 350 тыс. вилочных погрузчиков с противовесом.

Статистические данные продаж в Европе свидетельствуют о том, что за последние 20 лет их доля увеличилась почти на 10% (с 37,5% в 1984 г. до 49,5% в 2001 г.; в последующие годы производство погрузчиков в связи с неблагоприятной экономической ситуацией несколько снизилось). Ситуация в мире в целом несколько иная: рынок погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания примерно вдвое больше рынка электроприводных машин. В Японии и США доля электропогрузчиков составляет пока только 30% всего рынка вилочных погрузчиков с противовесом (во всей Азии – примерно 26%), но и здесь наблюдается тенденция к постепенному увеличению потребления техники с электроприводом.

Таким образом, электротранспорт постепенно отвоевывает позиции у транспорта с двигателем внутреннего сгорания. Все шире начинает использоваться электропогрузочная техника в складском хозяйстве.

Здесь электротранспорт выигрывает за счет стандартных преимуществ:

- экономичность электропогрузчиков (затраты на электричество несопоставимы с затратами на бензин или газ);

- бесшумность;

- отсутствие выхлопных газов;

- при наличии требований к складскому помещению в отношении поддержания температурного режима не требуются дополнительные затраты на обеспечение необходимой температуры (в случае использования погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания дополнительные затраты необходимы).

Постепенно происходит внедрение электротранспорта и по другим, пока не настолько освоенным направлениям.

1. Легковые электромобили.

2. Трамваи и троллейбусы. Одним из примеров является устранение контактной сети на конечных пунктах, что резко снижает эксплуатационные затраты и повышает бесперебойность работы (400 кг, NiMH батареи, 1,2 км, 15% DOD, 6000 циклов/год, в течение 6 лет).

Другим примером являются трамваи и троллейбусы без верхней контактной сети. Батареи помогают преодолевать участки со снятой или нарушенной контактной сетью (высокая мощность, относительно небольшая энергия в цикле (1 кВт*ч), несколько циклов в день, длительный срок службы, режим постоянного подзаряда).

3. Как альтернатива электротранспорту с контактной сетью естественно выступают электроавтобусы. Наиболее продвинутым и имеющим государственную поддержку это направление является во Франции (используемые сейчас батареи Zebra, Ni/Cd, свинцовые), где свыше 30 городов является участниками программы.

4. Еще большее значение имеет задача внутригородских перевозок грузов, особенно с точки зрения экологии и шумности (например, уборочные и развозящие машины, работающие ночью).

Здесь также достигнуты значительные успехи, позволяющие говорить о возможности крупномасштабного перехода на электротягу. Пример: автомобиль, шасси Renault, двигатель 70/130 кВт, 3,5 т батарея, 120 кВт*ч (Zebra или ЛИА), позволяет перевозить полезную нагрузку 5 т на расстояние 120 км.

5. Кроме того, тяговые батареи успешно используются в маневровых поездах.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время имеются достаточные предпосылки для широкого внедрения электротранспорта в широкое использование по всем направлениям.

Однако, как уже отмечалось выше, основной проблемой, препятствующей повсеместному внедрению транспорта на электрической тяге, является источник тока, его удельные и эксплуатационные характеристики.

На сегодня самый распространенный источник тока (свинцово-кислотная АКБ) имеет следующие недостатки:

а) большой вес аккумуляторной батареи;

б) необходимость проведения регламентных работ при длительном хранении для всех типов аккумуляторов;

в) выход из строя по причине нахождения на морозе в разряженном состоянии;

г) резкое падение емкости АКБ в результате глубоких разрядов батареи;

д) отсутствие возможности прогнозирования точных сроков выхода из строя.

Можно сделать вывод, что в случае преодоления указанных негативных параметров свинцово-кислотной аккумуляторной батареи возможно широкое использование техники на электрической тяге в повседневной жизни общества.

В настоящее время на этом поприще за счет использования новой технологии заряда и восстановления АКБ компании “Battery Factor” удалось добиться знаковых успехов:

- увеличение емкости новых АКБ на 10-15% (отсюда снижение веса АКБ на 10-15%);

- решение проблем, вызванных сульфатацией свинцово-кислотных АКБ (пункты б, в, г, д из приведенного выше списка);

- снижение времени заряда свинцово-кислотных АКБ по сравнению с обычными технологиями на 15-50%.

Основатель компании Battery Factor, открывший в 2000 году эффект, который в последующем был положен в основу восстановительного устройства, утверждает, что “в настоящее время потенциал эффекта раскрыт не до конца”. По его данным в разработанном восстановительном устройстве “Торнадо-Реаниматор” “используется лишь 10% от потенциальных возможностей новой технологии”.

В последнее время предприятием ведутся разработки, направленные на достижение максимальной выгоды от полученного эффекта. По словам разработчика при достижении 50-70% от потенциала будет решена последняя проблема, препятствующая более удобному использованию техники на электрической тяге – время заряда АКБ. В случае достижения указанной цели конкурентные преимущества электромобилей станут неоспоримыми.

Следует отметить, что уже при существующем уровне разработанности новая технология способна существенно повлиять на рынок транспорта на электротяге. Дело в том, что за счет решения проблемы сульфатации устраняются потери АКБ, срок службы батарей увеличивается более чем в два раза. Кроме того, за счет высокого КПД процесса заряда и восстановления снижаются затраты на электроэнергию, а время пробега транспорта на электротяге значительно увеличивается.

Восстановительные устройства “Торнадо-Реаниматор” предлагаются к продаже сравнительно недавно и уже успешно эксплуатируются на ряде предприятий (например, ЗАО “Птицефабрика “Боровская” и ОАО “Пингвин”).

По данным компании Battery Factor новая технология запатентована.